Ви є тут

Студенческое самоуправление как социальный институт

Автор: 
Помелова Наталья Александровна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2006
Кількість сторінок: 
171
Артикул:
192358
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
С.
Введение.................................................................3
1. Социологические основы изучения студенческого самоуправления
как социального института...............................................12
1.1. Теоретико-методологические подходы к изучению студенческого самоуправления как социального института................................12
1. 2. Формы и методы студенческого самоуправления в регионах............41
2. Сущность и специфика проявления студенческого самоуправления
на современном этапе....................................................68
2.1. Модели студенческого самоуправления в регионе......................68
2.2. Студенческое самоуправление как эффективный механизм
реализации государственной молодежной политики.........................114
Заключение.............................................................130
Библиографический список...............................................135
Приложение 1...........................................................153
Приложение 2...........................................................167
Приложение 3...........................................................168
Приложение 4...........................................................170
Приложение 5...........................................................171
Введение
Актуальность темы исследования.
С начала 90-х гг. в России на фоне глубоких социальных перемен происходит реформирование системы высшей школы. Новая образовательная парадигма, закрепленная в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», принятом 7 августа 1996 г., в качестве приоритета высшего образования рассматривает ориентацию на удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского образования. Такой подход подразумевает двусторонность учебного процесса и наличие у студента активной позиции в нем.
В создавшихся условиях обозначился четкий социальный заказ на подготовку в системе профессионального образования такого специалиста высшего уровня квалификации, который способен на инициативу, самостоятельные решения, эффективную совместную работу и отличается в деятельности высоким чувством ответственности.
Подобные качества можно развить, включая студентов в решение организаторских задач, давая им возможность и поле для самостоятельных действий как полноправным членам вузовского сообщества.
Студенческое самоуправление как форма организации жизнедеятельности молодых людей, обучающихся в высших учебных заведениях, признавалось значимым и в условиях советской высшей школы в идеологической детерминации партийной и комсомольской организаций. Основной составляющей и смыслом студенческого самоуправления в те годы выступала общественно-политическая деятельность, к которой примыкали другие формы деятельности, связанные с организаторским самоуправлением личности студента. Основные недостатки этого периода в развитии самоуправления студенческой молодежи связаны с жесткой однозначностью установок на политизацию ее сознания в рамках коммунистической идеологии; с недостаточным учетом интересов отдельной личности; однообразием форм общественной работы; отстраненностью значительной части студенческого контингента от принятия решений в стратегически важных делах вуза. Проводившиеся в те годы социологические исследования подтверждали, что полноценного студенческого самоуправления в вузе фактически не было.
Необходимо отметить, что сегодня в условиях российского общества, обновленного по всем социальным характеристикам, в такой его приоритетной сфере развития, как образование, назрела необходимость четко сформулировать
кого рода, развиваемые в рамках избранной парадигмы, содержатся в работах
Н. Смелзера, Г. Осипова, М. Комарова и др.
Под социальным институтом эти ученые понимают комплекс, охватывающий, с одной стороны, совокупность нормативно-ценностно обусловленных ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей, и с другой - социальное образование, созданное для использования ресурсов общества в форме интеракции для удовлетворения этой потребности [170, с. 79-81; 70, с. 194].
Социальные институты - это специфические образования, обеспечивающие относительную устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества, некоторые исторически обусловленные формы организации и регулирования общественной жизни.
Институты возникают в ходе развития человеческого общества, дифференциации видов деятельности, разделения труда, формирования специфических видов общественных отношений. Их возникновение обусловлено объективными потребностями социума в регулировании общественно значимых сфер деятельности и социальных отношений. В зарождающемся институте по существу опредмечивается определенный вид общественных отношений.
К числу общих признаков социального института можно отнести:
- выделение определенного круга субъектов, вступающих в процессе деятельности в отношения, приобретающие устойчивый характер;
- определенную (более или менее формализованную) организацию:
- наличие специфических социальных норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках социального института;
- наличие социально значимых функций института, интегрирующих его в социальную систему и обеспечивающих его участие в процессе интеграции последней.
Эти признаки не являются нормативно закрепленными. Они скорее вытекают из обобщения аналитических материалов о различных институтах современного общества. У одних из них (формальных - армия, суд и т. п.) признаки
могут фиксироваться четко и в полном объеме, у других (неформальных либо только возникающих) - менее отчетливо. Но в целом они являются удобным инструментом для анализа процессов институционализации социальных образований.
Таким образом, при рассмотрении социального института, его признаков, функций, структуры автор опирается на комплексный подход, использование которого имеет развитую традицию в рамках системно-структурной парадигмы в социологии. Именно комплексная, но при этом социологически операциональная и методологически строгая трактовка понятия «социальный институт» позволяет, с. нашей точки зрения, анализировать институциональные аспекты студенческого самоуправления.
При рассмотрении в качестве социального института студенческого самоуправления, выделенные нами признаки воплощаются в следующих конкретных формах:
- круг субъектов, вступающих в процессе деятельности в отношения устойчивого характера - студенческие советы, студенческие профкомы, староста-ты, студенческие общественные организации; данные субъекты находятся в устойчивой взаимосвязи с субъектами, не относящимися к студенческому самоуправлению, но активно взаимодействующими с ним (ректораты, деканаты, администрация, педагогические коллективы, административно-хозяйственные органы вузов и др.)
- формализованная организация - студенческий совет, профсоюзный комитет, старостат и общественные студенческие организации имеют устойчивый юридический статус, их деятельность регламентирована уставными документами; при этом спектр юридического статуса может быть весьма широк - от полностью самостоятельной общественной организации, являющейся юридическим лицом и ведущим самостоятельную финансовую деятельность до номинального органа интегрированного в вузовскую структуру,
- наличие специфических социальных норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках социального института - в органах студенче-