ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
Введение........................................... 3
Г лава 1. Т еоретико-методологические основы исследования
интеллигенции...................................... 16
1.1. Эволюция содержания категории «интеллигенция» 16
1.2. Типология социальной стратификации интеллигенции 40
Глава 2. Трансформация интеллигенции как социальной
общности..............'.............................. 59
2.1. Дифференциация социальной структуры российской
интеллигенции...................................... 59
2.2. Изменение самосознания интеллигенции и ее
адаптация в новых условиях......................... 83
2.3. Социальное воспроизводство современной
интеллектуальной элиты.............................. 104
Заключение.......................................... 126
Библиофафический список использованной
литературы.......................................... 133
Приложение.......................................... 146
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследовании. Последние десятилетия характеризуются радикальными трансформациями российскою общества. Об этом свидетельствуют измерения таких объективных стратификационных показателей, как доход, имущественное положение, собственность, власть и управленческие ресурсы.
Трансформируются не только объективные статусы социоэкономических групп, но и субъективные представления их членов. С особой силой эти процессы затронули российскую интеллигенцию. Экономический спад в России и обнищание народа в 90-е годы привели к тому, что основная масса интеллигенции сегодня превратилась в «новых бедных». В связи с этим исследователей волнуют вопросы, сохранилась ли интеллигенция как специфическая социальная группа или она уже размыта и остались лишь «фантомы», то есть «призраки» общественного сознания.
Традиционное, русское значение интеллигенции - это восприятие се как духовного сообщества, объединенного стремлением к просвещению и облагораживанию народа. В условиях аномного состояния общества эта функция интеллигенции особенно важна.
В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос, сохранится ли в будущем воспроизводство интеллигенции в традиционном понимании этого слова как слоя, задающего культурный, ценностный образец, или же этот слой исчезнет. Ответить на эти вопросы поможет анализ социальностратификационных изменений интеллигенции в постсоветской России.
Сегодня, когда обострился очередной социокультурный кризис, когда идет ломка стереотипов мышления, когда ценностные ориентации людей претерпевают существенные изменения, неизмеримо возрастает роль интеллигенции как нравственной основы общества.
з
социально-имущественной поляризации. Дифференциация
интеллигенции по уровню материальной обеспеченности обуславливает и мировоззренческую общность ее отдельных частей с другими, близкими по материальному статусу группами. Она - либо с «новыми русскими», либо - с «новыми бедными».
3. Способы адаптации различных групп интеллигенции зависят от их положения в социальной структуре российского общества. Для высокостатусной группы интеллигенции характерна «вестернизация», в том числе и в культурной сфере. Эта, сравнительно немногочисленная группа, адаптировалась к преобразованиям за счет востребованности их профессионального мастерства, деловых качеств, личных связей или благодаря тому, что обладала наибольшим ресурсом власти. Основная же масса интеллигенции и, прежде всего се слои среднего и старшего возрастов, которые к началу перестройки относились к среднестатусной группе, утратила свой статус, частично эволюционирует в новую для социокультурного пространства России группу «новых бедных». В результате этого социально-экономическое положение интеллигенции в целом резко ухудшилось. Ведущим мотивом деятельности низкостэтусной группы интеллигенции в 90-е годы было желание «выжить» и «прокормиться».
4. Пренебрежительное отношение к интеллигенции как носителю базовых ценностей культуры со стороны государства является недальновидной политикой и может обернуться одной из главных причин неудач модернизации в России.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Сформулированные выводы и рекомендации могут быть использованы для принятия управленческих решений государственными ораганами. Материалы исследования могут найти применение в процессе преподавания социологии, философии, культурологии, истории, а также
и
при чтении спецкурсов по социологии интеллигенции. Часть выводов и теоретических установок ориентирована также на проведение разнообразных эмпирических исследований, посвященных интеллигенции.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации отражены в публикациях автора, использованы при проведении занятий со студентами «МАТИ»-РГТУ им. К.Э.Циолковского, доложены на различных конференциях. Диссертация обсуждена на заседании кафедры социологии управления факультета государственного управления МГУ им. М.В.Ломоносова и рекомендована к защите.
Но теме диссертации автором опубликовано 7 работ общим объемом свыше 4,5 п.л.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.
15
- Київ+380960830922