2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.................................................... 5
1. Методологические основы социологического анализа проблемы формирования готовности сотрудников муниципальных образований к деятельности к деятельности.....
1.1. Социологический анализ факторов, обуславливающих потребность практики в повышении готовности сотрудников муниципальных образований к профессиональной деятельно- 15
сти......................................
1.2. Готовность к профессиональной деятельности как предмет социологических исследований.............................. 22
1.3. Анализ современных взглядов на методологию социологических исследований профессиональной деятельности.............. 40
Выводы....................................................... 55
2. Социальный механизм формирования готовности сотрудников муниципальных образований к профессиональной деятельности в условиях трансформации общества..................... 57
2.1. Синтез многоуровневой структурно-функциональной модели системы формирования готовности сотрудников муниципальных образований к профессиональной деятельности............. 57
2.2. Обоснование квалификационных требований................. 63
2.3. Профессиональная ориентация............................. 76
2.4. Профессиональный отбор кандидатов....................... 91
2.5. Профессиональная адаптация.............................. 103
2.6. Профессиональная подготовка............................. 114
2.7. Мотивация профессионализма.............................. 130
3
2.7.1. Понятийный и научно-методический аппарат мотивации профессионализма сотрудников................................. 130
2.7.2. Разработка метода оценки доминирующих мотивов сотрудников........................................................ 150
2.8. Информационное сопровождение............................ 159
2.9. Контроль за процессом и результатами формирования готовности сотрудников муниципальных образований к профессиональной деятельности ........................................ 168
Выводы....................................................... 171
3........Социальные технологии формирования готовности сотрудников муниципальных образований к профессиональной деятельности.......................................................... 173
3.1. Понятийный и научно-методический аппарат оценки эффективности системы формирования готовности сотрудников муниципальных образований к профессиональной деятельности 173
3.2. Дифференциально-психометрическая эффективность системы формирования готовности сотрудников муниципальных образований к профессиональной деятельности........................ 185
3.3. Социальная система формирования готовности сотрудников муниципальных образований к профессиональной деятельности. 191
3.4. Результаты экспериментальных исследований............... 194
3.5. Практические рекомендации............................... 201
3.5.1. Рекомендации по осуществлению профессионального отбора сотрудников............................................... 201
3.5.2. Рекомендации по осуществлению профессиональной адаптации сотрудников............................................ 202
27
как направленность сознания на предстоящую деятельность, настроенность на определенное поведение, мобилизованность всех сил на активное и целесообразное действие. Личностный подход не отрицает необходимости исследования отдельных психических процессов, но они только дополняют данные проявления личности в рамках определенной деятельности.
Для понимания сущности психологической готовности к деятельности важное значение имеет исследование установки. В современной психологии, биологии, физиологии установка изучается в связи с общей активацией организма, как состояния, предшествующего поведению. В ряде исследований с механизмом установки рассматривают механизмы внимания, мышления, деятельности, а также социального поведения людей. Установка некоторым образом предшествует определенной деятельности.
Так А.С.Прагнашвили отмечал, что "существенной общепсихологической особенностью деятельности является ее возникновение на основе готовности к определенной форме реагирования и установки, ни одна деятельность не начинается с пустого места. Начинаться она может с осознания задачи, поставленной другими людьми, предъявляемых ими требований, а затем, в ходе определенной деятельности может возникать готовность к достижению цели" /121, 122/.
Теория установки разработана Д.Н.Узнадзе, который пишет: "В случае наличия потребности и ситуации ее удовлетворения, в субъекте возникает специфическое состояние, которое можно охарактеризовать как направленность, как готовность его к совершению акта, могущего удовлетворить эту потребность" /153/.
Следовательно, установка - это состояние готовности определенным образом удовлетворить данную потребность. Установка, как готовность, направленная к определенной активности является особенностью деятельности "целостной личности, которое невозможно вывести из ча-
28
стных "понятий" о психических процессах, а также из частных характеристик деятельности периферических частей отдельных анализаторов".
Установку можно отнести к одному из компонентов структуры целенаправленного действия, она является внутренней составляющей человека, как определенным образом организованной системы. Установка определяет устойчивость и направленность деятельности в изменяющихся условиях. Установка понимается этой школой как неосознаваемое состояние, которое предшествует той или иной деятельности человека и определяет его осуществление.
Установка как готовность к определенной форме реагирования формируется под влиянием внешних и внутренних условий, осознанного или неосознанного восприятия информации. Ф.В.Басин справедливо замечает, что особенного внимания заслуживает соотношение установки и сознания /И/. Эта проблема важна потому, что установка понимается как психологический феномен, она не может быть до конца раскрыта теоретически, если не уточняется ее место, роль в системе сознания в его широком понимании, а также потому что эта проблема самим Д.Н.Узнадзе не была решена однозначно. В то же время Д.Н.Узнадзе обращает внимание на фактор, который вызывает актуализацию установки, т.е. реализацию осознаваемой установки в деятельности. Этим фактором является воля. Именно "воля дает возможность переключения на установки, независимо от того, что эти установки обещают человеку в данный момент", "...благодаря воле... удается активизировать и вызвать к жизни установку, найденную целесообразно", "...мышление определяет установку, на почве которой субъект, руководствуясь своим волевым усилием, осуществляет должную, признанную им целесообразной, деятельность".
Зарубежные исследователи (Смит, Занецкий и др.) в структурном плане в установке выделяют три компонента: аффекты (эмоции), когнитивные образования (убеждения, мнения), поведенческие акты (реакции,
- Київ+380960830922