Ви є тут

Институциональные основы социализации учащейся молодежи

Автор: 
Корнилович Владимир Адамович
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
191
Артикул:
191803
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление
Введение......................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы социологического анализа социализации учащейся молодежи.......................21
1.1. Теоретические вопросы социализации учащейся молодежи .. 21
1.2. Институциональные основы социализации: сущность и формы реализации на современном этапе........................42
Глава 2. Взаимодействие социальных институтов в процессе социализации учащейся молодежи в условиях транзитивного общества..........................................................78
2.1. Модель взаимодействия социальных институтов.............78
2.2. Формы и методы взаимодействия социальных институтов
в оптимизации процесса социализации учащейся молодежи .117
Заключение................................................. 150
Список использованной литературы............................157
Приложения
Приложение 1. Матрица весовых коэффициентов когнитивной модели Приложение 2. Этапы реализации социального проекта «Импульс»
3
Введение
Актуальность темы диссертационного исследования.
Трансформационный процесс российского общества изменил не только конфигурацию социальной структуры, но и подверг перестройке основные общественные институты, что определило содержание и характер процесса социализации учащейся молодежи.
Открывшиеся для учащейся молодежи в ходе социальных преобразований возможности усваивать новые социальные идеи, принципы, ценности, имиджи от множества социализирующих субъектов не принесли желаемого социального эффекта в достижении высокого уровня социализации, достаточного уровня однородности структуры сознания и стереотипов поведения. Анализ положения молодежи в России1 позволяет обнаружить углубление дифференциации в ценностных ориентациях молодежи. Демонстрация учащейся молодежью в общественной жизни полярного поведения, характеризуемого в терминах девиантного поведения и дезадаптации, свидетельствует о том, что учащаяся молодежь может явить собой не только потенциал позитивных перемен в российском обществе, но и возможный фактор социальной нестабильности.
В настоящее время в стадии усвоения социальных норм и освоения социальных ролей, приобретения определенного социального статуса находится и непосредственно зависит от эффективности деятельности всех социальных институтов пятая часть населения страны. Доля молодежи в возрасте 14-30 лет в структуре населения России по данным Госкомстата Российской Федерации достигает порядка 25 %2.
1 По данным, опубликованным в обзорах ’’Положение детей и молодежи в России” (с 1996 по 2006 г.г.).
2 Российский статистический ежегодник 2006 год. - М.: Федеральная служба государственной статистики, 2006 г.
4
поддерживающего определенные виды, направленность социальных взаимодействий человека, социальных групп выступает добровольчество. Добровольчество представляет собой форму социокультурной регуляции поведения индивидов и социальных групп, содержанием которой являются нормы и ценности общественного интереса, коллективной солидарности, индивидуальной или коллективной инициативы, располагает разнообразием форм и механизмов вовлечения учащейся молодежи в добровольческую
деятельность, учитывающих социальный и личностный ресурс отдельной личности.
5. Качественной характеристикой институциональных основ социализации учащейся молодежи является сформированное социальное пространство, системообразующим признаком которого является
добровольчество. Социальное пространство отражает условные границы пространства и времени, в пределах которых возникают, развиваются и проявляют себя различные формы взаимодействия личности и отдельных общностей. В качестве интегрального показателя эффективности функционирования системы социальных институтов выступает реальное поведение учащейся молодежи: участие в добровольческой
деятельности на основе осознанного выбора.
Достоверность и надежность полученных результатов исследования обеспечивается целостным подходом к решению исследовательских задач, методологической обоснованностью теоретических положений; междисциплинарным анализом объекта; применением в исследовании методов когнитивного моделирования и социокультурного проектирования, экспертных оценок; проведением социального эксперимента в сочетании с методом включенного наблюдения-участия; воспроизводимостью полученных результатов в реальной социальной практике.
19
Теоретическая значимость исследовании.
1. Продемонстрирован эвристический потенциал комплексного социологического подхода в исследовании институциональных основ социализации учащейся молодежи в условиях транзитивного общества.
2. Предложены определения и установлено соотношение понятий, необходимых для осмысления институциональных основ социализации учащейся молодежи.
3. Осуществлен содержательный анализ социализации учащейся молодежи в условиях изменения социокультурной ситуации; выделены элементы институциональных основ социализации учащейся молодежи.
4. Положения и выводы диссертации могут служить для продолжения и углубления научно-исследовательской работы по изучению конкретных форм социализации, их реализации на различных этапах жизнедеятельности человека, прогнозирования направленности их целей и средств реализации.
Практическая значимость исследования.. Научно обоснованные положения и выводы диссертации могут быть использованы:
- в целях продолжения и углубления научно-исследовательской работы по изучению конкретных форм социализации, их реализации на различных этапах жизнедеятельности человека, прогнозирования направления, целей и средств институционального регулирования социальных процессов;
- в практике разработки региональных и федеральных комплексных целевых программ; проведения курсов повышения квалификации работников государственных и муниципальных органов власти; решения проблем, связанных с поддержкой общественной инициативы.
Апробация результатов исследования.
Основные положения и выводы диссертационного исследования отражены в докладах на всероссийских и- международных конференциях: «Активизация добровольческой активности в регионах