Ви є тут

Социализационные траектории молодежи в российском обществе потребления

Автор: 
Дядиченко Олег Викторович
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
164
Артикул:
191882
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...................................................... 3
Глава 1. Теоретико-методологические проблемы исследования социализационных траекторий российской молодежи в условиях формирования общества потребления............................. 20
1.1. Социологическая мысль о социализационных траекториях молодежи в российском трансформирующемся
обществе...................................................... 20
1.2. Потребительская социализация российской молодежи
как предмет исследования...................................... 41
Глава 2. Влияние общества потребления на социализационные
траектории молодежи........................................... 59
2.1 .Специфика российского общества потребления......... 59
2.2. Потребительские притязания в социализационных траекториях молодежи.......................................... 75
2.3. Мол одежные субкультуры в пространстве
потребительской социализации российской молодежи.............. 93
Глава 3. Потребительское поведение молодежи и
социализационные траектории................................... 108
3.1. Социализационные траектории молодежи на рынке образовательных услуг......................................... 108
3.2. Социализационные траектории и досуговое потребление
молодежи.......................................................... 122
Заключение........................................................ 139
Список литературы............................................. 146
Приложение.................................................... 162
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Социализация современной российской молодежи протекает в сложных условиях, связанных с трансформацией постсоветского российского общества, сопровождающейся процессами аномии, углубления социально-экономического неравенства, с кризисом основных институтов социализации - семьи, школы, вуза, трудового коллектива, армии. При этом необходимо учитывать, что молодежь объективно призвана выступать не только в роли объекта социальных инноваций, но и в роли активного субъекта последних, так как в противном случае общество обречено на стагнацию и саморазрушение.
Специфика социализационных процессов ставит непростые задачи, как в практическом, так и в теоретическом плане. Существующие концепции социализации являются обобщением социальной практики преимущественно в стабильных обществах, а не в обществе, испытывающем одновременно глубокий системный кризис, находящемся в состоянии реформирования и перехода к постиндустриальному обществу, как это имеет место в нынешней России. Поэтому проверка адекватности данных теорий для российского общества, социологический анализ идущих в нем процессов социализации молодежи, обобщение и концептуализация накопленного эмпирического материала неизбежно будут идти параллельным курсом. Анализ перечисленных проблем социологическими средствами призван в конечном итоге оптимизировать средства и формы социализации молодежи в условиях формирования общества потребления в России и в перспективе утверждения его в качестве полноценного социального субъекта.
Социализация молодежи сопряжена с рядом социокультурных изменений, которые непосредственно касаются феномена потребления. Являясь одной из важнейших сфер жизнедеятельности человека, потребление занимает одно из ключевых мест в современном российском обществе, приобретая вес большее значение. Социологи отмечают появление в
15
накладывало» на неравность доступа к ресурсам образования, превращение образования в сферу платных образовательных услуг.
6. Определено, что в формирующемся обществе потребления возрастает влияние досуга на процесс оформления социализационных траекторий молодежи.
На защиту выносится следующие положения:
1. Феномен социализации рассматривается как активный процесс, в результате которого человек способен не только «вписаться» в общество, но и реализовать свои потенциальные возможности, включиться в преобразовательную деятельность по изменению и улучшению жизни в обществе. При этом индивиды изменяют мир, в котором живут, и, в свою очередь, формируются и изменяются в результате собственной деятельности и влияния социума. Понятие «социализационная траектория» как направление жизненного пути в социальном пространстве позволяет отразить динамику процесса социализации российской молодежи в современных условиях. Социализационные траектории молодежи - это специфическая совокупность характеристик направленности, хода и результативности процесса социализации, направления жизненного пути в социальном пространстве трансформирующегося общества. Социализационные траектории могут рассматриваться в нескольких срезах — влияние внешней среды, субьектность, система диспозиций личности в процессе социализации. Алгоритм ее построения основывается на динамике процесса социализации с учетом пройденного индивидом этапа жизненного пути. Изменение социализационных траекторий связано с особенностями социализации российской молодежи и зависит от изменения объективных условий социальной среды и субъективных ситуаций, возникающих в результате социальные трансформаций.
2. Необходимость исследования потребительской социализации молодежи в рамках социологической традиции объясняется тем, что современные социальные трансформации во многом обусловлены влиянием
процесса потребления в его материальных и символически-репрезентативных аспектах. Трансформируясь из простого удовлетворения потребностей в ключевой элемент социализации, потребление все более изменяет социальную структуру. Потребительская социализация выступает как процесс приобретения молодежью знаний и умений, влияющих на их функционирование в пространстве потребительского поведения. Модель потребительской социализации представляет собой определенные взаимодействия объекта, субъекта и средств социализации в процессе приобретения молодежью потребительских норм и установок. Набор потребительских знаний, умений и навыков, которыми обладает субъект социализации - молодежь, прежде всего зависит от их субъективного состояния и правовой установки, а также от социальной среды: семьи, системы образования, политических и правовых институтов, средств массовой информации и т.д. Действие всех вышеперечисленных переменных определяет доминирующую модель потребительской социализации молодежи.
3. В России идет процесс формирования общества потребления, что во многом определяет социализациоиные траектории молодежи. Потребление перестает быть способом борьбы за физическое выживание и превращается в инструмент конструирования социальной идентичности. Формируется социальная стратификация, в основании которой лежат различия в доступе к пространству общества потребления. Общество потребления, в которое вступает Россия - это новая система социокультурных связей, при которой социальная идентификация построена уже не на системе распределения труда и производства, а на способе потребления. Это общество потребления имеет определенную специфику: а) свой набор культурных символов и ценностей, накладывающийся на «революцию растущих притязаний» в условиях социокультурного кризиса; б) резкое различие в формах проявления нового между крупными городами и остальной частью страны, между сравнительно малочисленными социальными стратами и основной