Ви є тут

Социализационная функция семьи в контексте ее развития и реализации в современных условиях

Автор: 
Валиева Светлана Федоровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1999
Артикул:
1000262484
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ВВЕДЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
3
Глава I. Методологический анализ теоретических подходов к
проблеме социализации_______________________________________16
§ 1. Анализ и систематизация теоретических подходов к проблеме социализации________________________________________________16
§ 2. Социальные и психологические механизмы социализации 48
§ 3. Социокультурные модели социализации____________________61
Глава 2. Семейная социализация______________________________73
§ 1. Семья - как институт социализации______________________73
§ 2. Роль семьи в процессе первичной социализации___________81
§ 3. Социализационный потенциал современной семьи_________ 101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ________________________________________________ 112
Библиография 117
Приложения_______________________________________________ 127
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Историческое развитие современной цивилизации приобрело в конце XX века такие качественные и количественные параметры, при которых ее состояние можно квалифицировать как кризисное. Это кризис эволюции, понимаемый как резкий перелом, тяжелое переходное состояние к новому историческому этапу в развитии общества.
Изменение социокультурной ситуации современной России затрагивает все стороны социального бытия, в том числе и социальный институт семьи. Семейные изменения, тем не менее, достаточно автономны и, прежде всего, через социализацию подрастающих поколений определяют стабильность, экономическое и духовное равновесие общества.
Однако, оценка самих семейных изменений и их роли в исторических трансформациях, зависит от своеобразия концептуального подхода. В современной социологии семьи четко просматриваются две теоретические перспективы, различным образом именуемые, но действительно полярно трактующие одни и те же факты нуклеаризации, уменьшения числа детей, роста разводов, ухудшения социализации подрастающих поколений, и т.д.
Теоретическая актуальность исследования социализационной функции семьи заключается в попытке рассмотреть в рамках фамилистической концепции особенности семейной социализации как составной части первичной социализации детей (формирования базовых установок личности к семейным ролям и семейному образу жизни). Для фамилистической парадигмы1 характерно рассмотрение современных изменений в семейной
1 Эта научная школа сформировалась в отечественной науке в конце 60-х - начале 70-х годов в работах В.А Борисова, J1.E. Дарского, А.И. Антонова, В.А. Беловой, В.И. Козлова и др., посвященных отмиранию многодетности и историческому ослаблению потребности семьи в нескольких детях. В литературе она именуется различным образом как «кризисная», «институционального кризиса семьи (А.И. Антонов. В.Н. Архангельский, А.Б. Синельников, В.М. Медков)», «потребностная», «поведенческая», «просемейная». В диссертации эта парадигма чаще всего называется «фамилистической».
14
социализационного поведения современных родителей и наиболее распространенных стилей воспитания.
На защиту выносятся следующие положения: наблюдаемые изменения в семейной сфере, а именно нуклеаризация, массовая малодетность, девальвация ценностей супружества, родительства и родства являются выражением упадка семьи как социального института; институциональный кризис семьи выражается в неспособности последней адекватно исполнять функции по рождению, содержанию и социализации детей; деградация социального института семьи, выражающаяся, прежде всего, в деформации семейной структуры, коньюгализации и индивидуализации оказывает непосредственное влияние на процесс научения семейным ролям, усвоение ценностей фамилизма и в конечном итоге на формирование социальной компетентности подрастающих поколений.
Теоретическое и практическое значение представленной работы заключается в том, что анализ социализационного потенциала современной семьи, а также факторов, влияющих на ее реализацию в условиях меняющейся социокультурной ситуации, дает возможность исследователям, занимающимся данной проблемой расширить рамки теоретических и эмпирических изысканий по семейной проблематике; составить более полное представление о степени разработанности данного вопроса в социологии семьи. В практическом отношении выводы и основные положения, сделанные в результате исследования, могут быть использованы в качестве лекционного материала в преподавании курсов по семейной тематике, в деятельности различных психологических, семейно-терапевтических консультациях по корректировке внутрисемейного климата, взаимоотношений родителей и детей. Проведенный анализ может быть
15
использован также в практике таких актуальных в настоящее время дисциплин как социальная педагогика и социальная работа.
Апробация работы. Основные положения и итоги диссертационного исследования прошли апробацию на кафедре социологии семьи социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, а также на Ломоносовских чтениях в апреле 1996, 1997, 1998 гг. Основные выводы и результаты диссертационного исследования были доложены на международной научно-практической конференции «Семья на пороге третьего тысячелетия», (Москва, 6-8 сентября 1999 г.), на Российской научно-практической конференции «Демографические процессы и семейная политика: региональные проблемы», (Липецк, 29-30 сентября 1999г.). Результаты работы нашли отражение в публикациях автора.