Ви є тут

Социальные проблемы виртуализации образовательного пространства: региональный аспект

Автор: 
Муханова Светлана Анатольевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
295426
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение................................................................3
1. Информатизация образования: формирование новой образовательной парадигмы............................................................18
2. Виртуализация образовательных сервисов в социальном контексте информатизации.......................................................55
3. Виртуализация музейной деятельности как формирование новой формы образовательных информационных ресурсов..............................92
Заключение............................................................107
Список литературы.....................................................112
Приложения............................................................126
Приложение 1. Инструментарий анкетного исследования посетителей
музея..............................................................126
Приложение 2. Таблицы распределений ответов респондентов исследования отношения посетителей музеев к новым формам
организации экспозиций..............................................130
Приложение 3. Операциональные индикаторы характеристик сайтов
российских университетов...........................................134
Приложение 4. Характеристики информационного пространства
современных российских университетов (Февраль 2010 г.)..............135
Приложение 5. Данные вторичного анализа всероссийского опроса «Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты»
Центра социального прогнозирования и маркетинга.....................139
Приложение 6. Вторичный анализ данных по массиву Курьер «17.07.2008. Интернет в России: политика и досуг», Левада центр................142
2
Введение
Актуальность диссертационного исследования обусловлена необходимостью социологической рефлексии тенденций и оценки возможных результатов трансформаций, происходящих в современной системе образования России. Эти изменения происходят в условиях глубоких институци-альных изменений, на фоне усиления глобальной конкуренции, серьезных изменений демографической ситуации как в России, так и во всем мире, интеграции образовательных пространств и прорыва в сфере информационных технологий. Процессы глобализации, способствуя стиранию границ, усилению взаимодействия локального и глобального, в свою очередь, влекут существенное изменения условий, в которых существует мировая образовательная система. Все эти тенденции определяют трансформацию образовательных систем, превращение их в единое образовательное пространство, но требуют учета национальных особенностей, обусловленных традицией и культурой. Указанные изменения не могут происходить без развития информационных технологий, без появления новых форм получения образовательных услуг, без появления новых инструментов реализации образовательных сервисов.
Новые социальные институты создают условия для появления новых социально-личностных запросов и потребностей, которые, в свою очередь, требуют иных образовательных приоритетов. В этой ситуации важно определить не только основные тенденции развития образовательных систем в мире, но и приоритеты российского образования, выявить наиболее эффективные стратегии его модернизации, повышения его конкурентоспособности, региональные особенности реакции на изменения.
Процессы информатизации, насыщение образовательного пространства компьютерными технологиями, все более широкое использование сети Интернет в образовании приводят к радикальным изменениям системы образо-
3
самым его работоспособность и перспективу развития. Детализированная процедура, гарантирующая адекватный перенос виртуального образовательного процесса в физически реализованное пространство, включает в себя точное определение виртуального сервиса; определение цели и миссии проекта виртуализации сервиса; определение входных и выходных потоков проектируемого сервиса; анализ соответствия виртуального сервиса ожиданиям и опыту обучающихся; минимизацию требований, которые предъявляются к пользователям при переходе к виртуальному варианту сервиса.
2. Современный этап реформирования системы образования характеризуется множественными, иногда противоречивыми, трактовками и определениями дистантного образования, различным пониманием его природы акторами образовательной системы. Важно понимание ограниченности возможностей информационных технологий в случаях, когда они не подкрепляются позитивными изменениями в сфере социальной политики, в институциальном обеспечении равенства различных социальных групп к сервисам системы образования. Среди основных противоречий в понимании дистантного образования можно выделить следующие:
- смешивание понятий информатизации образования и дистантного образования;
- противоречие между открытостью и гибкостью дистантного образования и формальными процедурами контроля;
- противоречие между свободой выбора активностей обучаемого и зависимостью от преподавателя.
3. Анализ данных эмпирического исследования информационною пространства системы российского высшего образования показал, что большинство вузов только начинают разрабатывать соответствующую инфраструктуру дистанционного образования, которая, по замыслу
13
разработчиков, должна увеличить эффективность уже существующих программ. Помня о рисках, с которыми связаны дистантные формы организации учебного процесса, можно утверждать, что в целом такая форма образования может быть оценена позитивно. Система дистанционного образования является одной из возможностей по сохранению и увеличению значения университетов в современной жизни, которая может сыграть роль одного из катализаторов социального, политического и экономического регионального развития.
4. Характеризуя современное состояние систем дистантного образования, можно утверждать, что только менее половины всех сайтов университетов (около 40%) могут быть признаны соответствующими минимальным условиям информативности и- доступности в описании и-поддержке программ дистантного образования. Среди них примерно, половина содержит. необходимые документы и подробные описания алгоритма действий для желающих воспользоваться соответствующими сервисами, описание программ' подготовки студентов при дистанционных формах обучения; Такое положение демонстрирует рост интереса к развитию дистантных программ обучения, но этот интерес пока не подкреплен ни нацеленностью на важные социальные группы, ни обеспеченностью соответствующей инфраструктурой.
5. Новые формы обучения традиционно ориентируются на студентов, которые являются «идеальной» моделью получения образования. Традиционно же мы игнорируем проблемы в доступе к образованию значительных групп людей, для которых новые формы организации по разным причинам остаются труднодостижимыми — сельская молодежь, пожилые люди, военнослужащие, инвалиды, что усиливает региональную дифференциацию. Сайты российских университетов практически не содержат альтернативных информационных ресурсов, которые могут просматривать люди с ограниченными возможностями.
14