Ви є тут

Стратегии конкурирования личности на современном рынке труда

Автор: 
Овчинникова Мария Николаевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2007
Артикул:
192111
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение 3
Глава 1. Конкурентный рынок труда как пространство социального взаимодействия 17
§1.1 .Конкуренция как система социального взаимодействия 17
§ 1.2. Рынок труда как пространство социального взаимодействия 37
Глава 2. Личностная стратегия конкурирования 58
§2.1 .Личностная стратегия конкурирования: анализ процесса 58
конструирования (сущность, содержание и структура)
§2.2. Ресурсы стратегии конкурирования на рынке труда 81
как предмет социологического анализа
Глава 3. Стратегии конкурирования на рынке труда:
опыт типологизации 116
§3.1. Требования работодателей в пространстве рыночного 118
взаимодействия: эмпирическая диагностика §3.2. Стратегии конкурирования на рынке труда:
построение типологии 129
Заключение 149
Приложение 1 151
Приложение 2 155
Список литературы 164
2
Введение
Актуальность исследования
Изменение социально-экономической ситуации в нашей стране, масштабные преобразования в трудовой сфере, определяют рассмотрение индивидуального поведения человека в качестве средства адаптации к новым формирующимся условиям рыночных отношений, которым свойственны новые правила поведения и принципиально иная система норм.
Развитие рыночных принципов взаимодействия в трудовой сфере сопровождается высокой интенсивностью проявления конкурентных отношений и нивелированием роли государства в качестве гаранта стабильности, предлагая конкретному индивиду самостоятельность в вопросе личностного самоопределения в рамках конкурентных рыночных отношений. Такого рода смещение акцентов на индивидуально-личностный уровень в социально-экономических процессах накладывает определенную ответственность на человека в выборе модели своего поведения, поскольку, во-первых, профессиональный статус по-прежнему остается одним из основных стратификационных критериев в современном обществе и определяет социально-экономический успех своего обладателя, а, во-вторых, позиция в трудовой сфере в значительной степени обуславливает возможности личностной самореализации.
В тоже время, современное общество попадает во все большую зависимость от уровня активности и самореализации личностного потенциала своих членов, который, актуализируясь в конкретных результатах деятельности, имеет тенденцию превращаться в потенциал общества. Зачастую перспективы развития общества все более зависят не от того, насколько развиты механизмы подчинения личности потребностям общества, а от того, насколько активно реализуются механизмы сочетания способностей и потребностей личности с интересами и потребностями общества.
3
Глава 1. Конкурентный рынок труда как пространство
социального взаимодействия
§1.1.Конкуренция как система социального взаимодействия
Конкуренция является определяющим признаком рынка, а потому и основополагающим понятием рыночной экономики. Рыночная экономика исторически сформировалась как целостная система в результате возникновения общественных отношений, призванных регулировать конкурентное поведение экономических субъектов.
В широком смысле слова конкуренция определяется как соперничество, или борьба между более или менее четко обозначенными соперниками. Более точное определение зависит от специфики теоретического подхода и науки, в пределах которых исследуют данное явление.
На категории «конкуренция» основана вся классическая политэкономия, под которой понимается «такое состояние взаимоотношений, при котором происходит свободное, полное и достоверное сопоставление всех хозяйствующих субъектов в плане как предложения, так и спроса на товары и услуги, средства производства и капиталы»1.
Историко-библиографический подход к анализу концепций конкуренции показывает, что наблюдается тесная взаимосвязь между трактовками этого понятия и главенствующими парадигмами экономического развития. Соответственно, и феномен конкурирования рассматривался как традиционно экономическая проблема. Но даже внутри экономического знания очевидным является отсутствие единства в подходах и однородности взглядов на трактовку понятия «конкуренция».
1 Бернар И., Колли Ж.-К. Толковый экономический и финансовый словарь./ И. Бернар, Ж.-К. Колли.— М.:«Международные отношения», 1997. - Т. 1. — С. 439.
17
В классической экономической теории традиция изучения рыночных процессов, ядром которых выступала конкуренция, была сформирована работами Л.Смита, Д.Рикардо, Дж.Милля, К Маркса и др. Изменение социально- экономических отношений повлекло за собой и смену концепций конкуренции и проявление в них социальных доминант.
Неоклассическая экономическая теория представила две модели конкуренции, большее внимание из которых отводится так называемой модели совершенной конкуренции1, представляющей собой совокупность условий наилучшего благоприятствования для экономического состязания. Несовершенная конкуренция возникает при невыполнении данных идеальных установлений.
Исследование конкуренции в качестве механизма координации, распространения и освоения знания реализовано в работах Ф.фон Хайека2, И.М.Кирцнера3 как альтернатива неоклассической теории, в которых постулируется невозможность соблюдения условий совершенного рынка. В рамках институционального подхода Д.Норт4 провел анализ двустороннего взаимодействия институтов и индивидов через процесс восприятия собственных интересов.
Взгляд на конкуренцию менялся в зависимости от того, какие факторы доминировали в определении развития экономических процессов. По мере изменения природы развития экономических процессов трансформация конкуренции из экономического процесса в социально-экономический становилась закономерной. К тому же, обращение к реальной действительности, делало очевидным, во-первых, то, что экономическое соперничество происходит во многих других областях жизнедеятельности общества, опущенных классической политэкономией. Во-вторых,
1 Стиглер Дж. Совершенная конкуренция: исторический ракурс/ Дж. Стиглер/ Теория фирмы/ Под ред. В.М.Гальперина. - СПб.: Экономическая теория,1995. - С.324-328.
2 Хайек Ф. Индивидуализм и экономический порядок/Ф.Хайск. - М.: Изограф, 2000.
3 КирцнерИ.М. Конкуренция и предпринимательство. — М.: ЮНИТИ, 2001.
4 Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. - М.: Дело, 1997.
18