Ви є тут

Социальное противодействие насилию над пожилыми людьми в современном Кыргызстане

Автор: 
Турдубаева Эльмира Камалдиновна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
172
Артикул:
191838
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..............................................................3
ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы исследования насилия над пожилыми людьми.........................................................14
1.1. Причины и условия возникновения насилия над пожилыми людьми в контексте теории социальных отклонений..................................14
1.2. Виды и типология насилия над пожилыми людьми в Кыргызстане 33
1.3. Социально-психологические последствия насилия над пожилыми людьми
62
ГЛАВА И. Механизмы социального противодействия насилию над пожилыми
людьми в современном Кыргызстане......................................69
2.1 Правоприменительная практика защиты пожилых людей от жестокого обращения.............................................................69
2.2.Социально-культурная активность пожилого человека как фактор противодействия насилию.................................................79
2.3. Оптимизация социальной работы с пожилыми людьми, подвергшихся
насилию..............................................................88
Заключение..........................................................111
Список использованной литературы.....................................123
Приложения...........................................................129
3
Введение
Актуальность темы диссертационного исследования
Проблема дискриминации пожилых людей в Кыргызстане приобрела особое значение в последние годы. Оказывая влияние на многие, еще не фиксированные исследователями стороны жизни, дискриминация пожилых людей (эйджизм) проявляется в новой, несвойственной для восточного менталитета форме насилия над пожилыми людьми, что вызывает необходимость комплексного изучения данного явления и рассмотрения его как социальной проблемы. Дискриминация в отношении пожилых людей проявляется со стороны государства, общества, в семье через нарушение прав и свобод пожилого человека, снижение социального статуса и уровня жизни, ограничение возможностей их участия в различных сферах жизнедеятельности и доступа к культурным и духовным ценностям. Особое беспокойство вызывает жестокое обращение с пожилым человеком в условиях семьи.
Представления пожилых людей о социальной несправедливости
общественного устройства усиливают социальную напряженность, порождают недоверие к власти, превращая данную возрастную категорию в наиболее дискриминируемую социальную группу, в группу риска, способствуя развитию процесса патологического старения.
Изучение масштабов и динамики межличностных, коллективных,
направленных на себя форм насилия в отношении рассматриваемой группы и выяснение их связи будет способствовать эффективности социальной политики государства в отношении пожилых людей. Научное обоснование условий, причин и последствий насилия над пожилыми людьми в семье и в обществе в процессе социальных изменений в Кыргызстане, позволит обеспечить ограничение и предотвращение проявлений, жестокости, лучше прогнозировать ее влияние на общественное развитие.
Фокусирование внимания на проблемах насилия над пожилыми людьми обусловлено недостаточной изученностью анализируемого вопроса в
Кыргызстане, необходимостью теоретического развития и важностью
16
не полагалось ни ему, ни другим. Обряд, начинался прежде смерти при активном участии "старика", который лишь в ходе ритуала лишался жизни. При совершении ритуального умерщвления обычай был способен блокировать, отключать индивидуальные чувства, аффективные связи, а значит, избавлять людей от чувства горя, вины и утраты. Такое отношение к ушедшим сохранил современный обычай похорон в Кыргызстане: покойному принято оказывать особые знаки уважения, даже если при жизни его не ценили. Истории также известны различные тенденции физического уничтожения стариков: их бросали на произвол судьбы (общества без стариков), лишали жизни (П. Гольбах), изолировали в пустой хате.
У охотников и собирателей старость длилась недолго, они работали фактически до конца своей жизни, а период старческой нетрудоспособности был коротким. Их уничтожение прекращается на среднем уровне эпохи дикости.
Историческое событие, положительно сказавшееся на судьбе стариков, начало занятия сельским хозяйством: стариков не только перестают
уничтожать, но к ним начинает проявлять уважение младшее поколение. Мудрость, авторитет, здравые осмысленные решения - эти качества, древние римляне видели в пожилых людях, но власть стариков и уважение к ним не означало проявления заботы о широких массах людей преклонного возраста. Появление собственности на землю, скот, жилье, контролировалось старшими по возрасту. Люди работали, пока позволяли силы, а по мере их истощения они переходили от занятия сельским хозяйством, ремеслом, торговлей к другим, более легким видам деятельности в семье. Занимаясь- воспитанием внуков и ведением домашнего хозяйства, старики тем самым позволяли своим детям больше времени тратить на работу в поле или мастерской. Пожилые люди были
_ л
почитаемы не более чем в наши дни. Классовое рабовладельческое общество не могло проявить истинного гуманизма по отношению ко всем старым людям.
3 CM.:Chodzko-Zajko W. J., The root of agism in contemporary society: a historical and scientific perspective. Gerontologist. 1995, No. 35.
17
Уделом римских рабов сумевших дожить до старости была голодная смерть, которой предавали на одном из островов Тибра.
Престиж старости начал рушиться с развитием индустрии, в результате промышленной и демографической революции, ряды людей пожилого возраста стали увеличиваться, но их позиции начали слабеть. Промышленная революция отдала бразды правления молодым, старики остались на обочине общественной жизни в силу возрастного консерватизма, утрачивания былой экономической власти, не в силах адаптироваться к быстро меняющимся реалиям, что привело к назреванию социального конфликта.
Нарушение естественных механизмов передачи социальной информации от старших к младшим на уровне российского общества, при котором младшие игнорировали волю старших, отчетливо фиксировалось крупнейшими писателями этого периода. Ф. Достоевский констатирует отсутствие в обществе гармонии между поколениями, при которой старшие должны доминировать над младшими. Нельзя не упомянуть ярких представителей кыргызского литературного течения "Замана", акынов-заманистов Калыгула Бай уулу, Арстанбека Буйлаш уулу, Молдо Кылыча, писавших об эпохе крушения нравственных устоев прошлого, уповая на то, что "Золотой век" закончился, когда старших уважали младшие, отца слушался сын. Данные проявления нашли отражение в произведениях Ч.Айтматова, Б.Алыкулова и др.
В западном обществе, прежде всего среди молодого населения США, негативное отношение к пожилым людям усилилось. Во многих исследованиях развитых стран распространяются стереотипы, приписывающие пожилым людям иждивенчество, физическую и психическую слабость, культурную отсталость, неспособность к усвоению новых идей, недоброжелательное отношение к молодежи .
Невозможность обеспечения содержания стариков в традиционной семейной форме, отделение детей от родительской семьи, миграция в города, высокий уровень безработицы среди рабочих старших возрастов и в то же время
4C.u.:Butler R., “Agc-ism" Another form of bigotry. Gerontologist, 1969, No 9.