Ви є тут

Малое предпринимательство в контексте преодоления последствий глобального кризиса

Автор: 
Кичигин Александр Александрович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
300256
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение..............................................................3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования предпринимательства в контексте преодоления последствий глобального кризиса..............13
1.1. Концептуальные основы социологического анализа ключевых аспектов малого предпринимательства..................................13
1.2. Социокультурные факторы формирования отечественного предпринимательства в контексте преодоления последствий глобального кризиса..................................................35
Глава 2. Развитие малого предпринимательства региона в контексте преодоления последствий глобальною кризиса...........................60
2.1. Влияние социокультурной среды региона на развитие малого предпринимательства..................................................60
2.2. Современное состояние малого предпринимательства в регионе
как субъекта рыночных отношений......................................79
2.3. Основные направления совершенствования предпринимательских отношений в условиях российского региона............................107
Заключение..........................................................128
Список литературы...................................................136
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Интерес к изучению предпринимательства в России, обращение к его социологическому анализу предопределены важностью и необходимостью осознания той роли, которую предпринимательство играет в трансформации современного общества, в становлении социально-ориентированного рыночного хозяйства и в целом в формировании демократического общества в России.
Малый бизнес особенно в условиях мирового экономического кризиса чрезвычайно эффективен как форма предпринимательской деятельности во многих секторах экономики, обеспечивающих занятость населения и требующих эффективного управления, быстрого реагирования на изменения рыночной конъюнктуры, энергичного внедрения современных технологий. Вместе с тем, предприятия малого бизнеса в условиях финансово-экономического кризиса. являются; не только универсальной формой-реализации занятости по сравнению с другими структурами, но и основой, для формирования-социального слоя*, заинтересованного в политической-стабильности и повышении качества человеческого капитала.-
Мировой опыт государств с рыночной экономикой показывает, что в, странах, где есть большие предприятия-и корпорации, значительная часть валового продукта создается большим количеством малых предприятий. Они являются не только гарантами гибкости и динамичности экономики, мощным средством постоянной корректировки и сохранения структуры производства, которое удовлетворяет потребности населения в работе,, заработной плате, социальных услугах, но и той сферой, которая дает возможность государству разрешать социальные проблемы, а гражданам - самореализоваться на личностном уровне.
Малое предпринимательство, являясь самой массовой формой предпринимательской деятельности, призвано эффективно воздействовать на решение актуальных задач глобального общественного значения. К таким
интерес побуждает каждого производителя поступать так, будто его «ведет невидимая рука ради достижения той цели (богатство всех), которая никак не входила в его намерения».
Французская экономическая мысль представлена несколькими учеными. Ж. Б. Сэй, считал, что в основе предпринимательской деятельности лежит способность организовать производство и сбыт продукции. Он ставил предпринимателя в центр процесса производства и распределения. Характеризуя предпринимателя как «лицо, которое берется за свой счет и риск и в свою пользу произвести какой-либо продукт», он включал в функции предпринимателя соединение факторов производства - капитала и труда, сбор информации и накопление опыта, принятие соответствующих решений, запуск и осуществление производственного процесса4. В целом Сэй определял предпринимателя как экономического агента, комбинирующего факторы производства, вернее, перемещающего «экономические ресурсы из области низкой производительности и низких доходов в область высокой производительности и прибыльности»5. В своей конструкции, получившей название «закон Сэя»; он утверждал, что в процессе производства создается доход, равный стоимости произведенной продукции. Показательно, что Сэй проводил различие между доходом на капитал и предпринимательским доходом. Рассматривая предпринимателя как «лицо, которое берется за свой счет и риск и в свою пользу произвести какой-либо продукт», Сэй утверждал, что функции предпринимателя заключаются в умении соединять, комбинировать факторы производства, в организации и управлении воспроизводством в рамках обычной хозяйственной деятельности.
Тюрго считал, что предприниматель должен владеть не только определенной информацией, но и капиталом. Он отмечал, что' капитал является основой всей экономики, а прибыль - цель успеха предпринимателя, основа развития производства.
J Цит. по: Автономов B.C. Человек в зеркале экономической теории. М., 1993. С. 137.
5 Цит. по: Друкср П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М., 1992. С 30.
15
Немецкий ученый XIX века фон Тюнен обосновал специфику деятельности предпринимателя, его функциональной роли, в отличие от управляющего или капитал иста-в л адельца. Поэтому его риск должен компенсироваться большим доходом, чем у служащего. Предприниматель должен получать доход, как за риск, так и за предпринимательское искусство6.
По мнению американского экономиста Ф. Найта, менеджер становится предпринимателем тогда, когда его действия становятся самостоятельными и он готов к ошибке и личной ответственности. А.Маршалл7 и его последователи большое внимание уделяли организаторской функции предпринимателя и считали, что не каждый, кто имеет предпринимательские способности, может быть предпринимателем.
Немецкий ученый, социолог и философ М. Вебер видел в предпринимательской деятельности воплощение рациональности. Под рациональностью он понимал функциональную эффективность, получение максимальной выгоды от использования вложенных средств и прилагаемых усилий. М. Вебер считал, что в основе предпринимательства лежит рациональная этика протестантизма. Он доказывал, что мировоззрение и-нравственность влияют на деятельность предпринимателя8.
На исторические и социальные корни предпринимательства обращал внимание и немецкий социолог В. Зомбарт. В отличие от М. Вебера, считавшего, что новый капиталистический дух формируется с развитием предпринимательства и бюрократической организации, В. Зомбарт полагал, что он оказывается переплетением предпринимательского и мещанского духа9.
6 Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. - М., 1994.
7 Маршалл Л. Принципы экономической науки. - М.: Экономика, 1990.
8 Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.
9 Цнт. По: Радаев В.В. Экономическая социология. М., 2005. - С. 209.
16