Ви є тут

Становление и развитие корпоративной культуры организации в трансформирующемся обществе : На материалах Республики Татарстан

Автор: 
Хузиева, Эльмира Фарраховна
Тип роботи: 
На материалах Республики Татарстан
Рік: 
2005
Артикул:
192702
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
\* Стр.
^ ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1 Корпоративная культура организации как
объект социологической науки. 19
РАЗДЕЛ 2 Место корпоративной культуры в
современной организации 60
РАЗДЕЛ 3 Влияние корпоративной культуры на
социальную стабильность организации 92
н
г РАЗДЕЛ 4 Основные направления укрепления
корпоративной культуры 115
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 141
БИБЛИОГРАФИЯ 146
ПРИЛОЖЕНИЯ 160
% *•
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Социально-экономическая жизнь так или иначе протекает в организациях. С изменением общественно-политического строя и экономических отношений изменилось во многом и содержание организаций, что, в свою очередь, нашло отражение на всех социальных аспектах их деятельности, трансформировало процесс социального развития, повлияло на их социальную стабильность. В таких изменяющихся условиях одним из наиболее важных факторов, оказывающих существенное влияние на социальную стабильность организации, является её корпоративная культура. Так, сильная культура будет способствовать единению персонала, давать работникам чувство социальной защищенности и поддержки. Слабая корпоративная культура, напротив, приведет к расхождению в социальнотрудовых ценностях и установках, будет навязывать работнику чувство социального одиночества в трудовой жизни.
Корпоративная культура сегодня выступает в определенной степени в качестве рычага управленческого воздействия, одним из методов скрытого управления трудовым коллективом, способным ненавязчиво привить персоналу определенные ценности, традиции, нормативные образцы поведения, ведущие к организационному единству. Именно в этом аспекте корпоративная культура выступает в качестве решающего фактора, оказывающего влияние на социальную стабильность организации.
Таким образом, в социологическом понимании социальная стабильность представляет собой форму, состояние организационной среды, формирующееся непосредственно под влиянием корпоративной культуры, характеризующееся наличием уверенности каждого члена организации в социальной поддержке коллектива, что создает чувство социальной защищенности у работника. Состояние социальной стабильности одновременно сопровождается благоприятной социально-психологической атмосферой в трудовых коллективах, проявляется в единстве социальных норм, образцов поведения,
3. Основными направлениями усиления корпоративной культуры организации выступают: укрепление трудовой сплоченности в коллективах; закрепление дружеских контактов в трудовой среде и установление атмосферы сотрудничества; расширение свободы персонала при принятии решений; укрепление нормативных образцов трудового поведения, исполнительности, дисциплинированности сотрудников в процессе трудовой деятельности; придание большей значимости человеческому фактору в организации.
4. Социальная стабильность — форма, состояние организационной среды, которая возникает непосредственно под влиянием корпоративной культуры, а также определяется наличием уверенности каждого члена коллектива в социальной поддержке, что создает чувство социальной защищенности у работника. Благоприятный социально - психологический климат в трудовом коллективе определяется уровнем социальной стабильности и проявляется в единстве социальных норм, образцов поведения, ценностей и установок у членов организации.
Научная н практическая значимость диссертационного исследования определяется возможностью использования его результатов для целенаправленного формирования элементов корпоративной культуры в трудовых организациях современного общества.
Положения и выводы диссертации применимы в преподавании курсов общей социологии, экономической социологии, социологии организации, социологии управления, спецкурсов по управлению персоналом организации, организационному поведению, адаптации специалистов в сфере труда и т.п. Выводы работы могут стать базой для дальнейших исследований и разработок в сфере управления персоналом, в культурно-антропологических и социологических исследованиях на предприятии.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации докладывались на научно - практических конференциях и семинарах различного уровня: IV научно - практической конференции молодых ученых и специалистов Республики Татарстан, проходившей в КГТУ им. А.Н. Туполева в
декабре 2001 г.; межвузовских научных конференциях молодых ученых и студентов КГФЭИ в апреле 2002 г. и 2004 г.; межрегиональной научно -практической конференции «Социальное управление: реалии и проблемы Российского общества» в апреле 2004 г.; республиканских и городских научно - практических конференциях, проходивших в КГЭУ.
Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, четырех разделов, заключения, библиографии и трех приложений.