Ви є тут

Состояние и противоречия социально-профессиональной адаптации молодых педагогов: социологический анализ

Автор: 
Черникова Елена Геннадьевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2008
Артикул:
282851
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение...........................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения социальнопрофессиональной адаптации молодых педагогов
1.1. Социально-профессиональная адаптация: сущность, специфика....13
1.2. Особенности и противоречия социально-профессиональной адаптации молодых учителей..................................................49
Глава 2. Современное состояние социально-профессиональной адаптации молодых педагогов
2.1. Факторы, влияющие на процесс социально-профессиональной адаптации
молодых педагогов......................................................89
2.2. Типология стратегий социально-профессиональной адаптации молодых педагогов.............................................................129
Заключение.............................................................148
Список литературы.....................................................161
Введение
Актуальность темы исследования. Необходимость исследования проблем социально-профессиональной адаптации различных социальнопрофессиональных групп в современных условиях приводит к разработке в отечественной социологии темы социально-профессиональной адаптации молодых педагогов института общего (среднего) образования. В настоящее время, данная-проблема сохраняет свою актуальность, так как, несмотря на достаточное количество исследований, проводимых социологами, психологами, педагогами, проблема закрепления и сохранения молодых педагогов в образовательных учреждениях не решается. Немногие выпускники педучилищ и вузов идут в школу. Механизм, способствующий закреплению молодых педагогов в образовательных учреждениях, не выработан. Связано это* с тем, что институты образования не учитывают противоречия, сопровождающие процесс освоения педагогической профессии у молодых педагогов, влияние внешних и внутренних факторов,, способствующих или препятствующих социально-профессиональной адаптации молодых педагогов.
В современной России наблюдается снижение престижа профессии
учителя по сравнению с СССР и странами Запада, обусловленное снижением
престижа образования в обществе, недостаточным уровнем
профессиональной подготовки и крайне низким уровнем материального
благосостояния школьных учителей. Чрезмерное государственное
регламентирование финансово-хозяйственной деятельности и трудовых
отношений в образовании повлекло за собой негативные последствия в
кадровом* обеспечении образования, среди которых снижение
профессиональной мотивации педагогических работников; включение
-учителей-в.дополнительную занятость в ущерб основной преподавательской'
работе и, как следствие, снижение качества обучения и воспитания.
Реализация Приоритетного национального проекта «Образование»
направлена, прежде всего, на создание условий для системной модернизации
и обеспечения качественного доступного образования. Однако качество
образования во многом зависит и от финансирования. Реализация принятых в
Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-
3
процесса адаптации. Анализ дефиниций, включающий более сорока определений, приведён в исследовании Т.В.Середы10. Автор предлагает следующие основания для классификации определений адаптации: во-первых, на основе различий в описании характеристик двух взаимодействующих систем; во-вторых, в зависимости от характера связи между индивидом и средой; в-третьих, от содержания и характера процесса-, адаптации; в-четвертых, от основной цели И' результата адаптации. Эти группы определений взаимопересекаются, и внутри; каждого существует достаточная вариативность описанных параметров.. Такое многообразие понятий связано с использованием их в разных областях исследования (социальная, биологическая, психофизиологическая адаптация); со спецификой задач исследований, а также с различием подходов, принятых в отдельных научных школах. Динамика развития, понятия прослеживается через анализ изменений вариативных компонентов, уточняющих и конкретизирующих выделенные стабильные элементы. Такими вариативными элементами, например, являются характеристики самих взаимодействующих субъектов. Особенно разнообразны типы среды, с которой взаимодействует индивид: акцентом на этих конкретных типах взаимодействий во многом и объясняются различия в определениях адаптации. Процесс адаптации протекает по-разному и зависит от степени рассогласования между индивидом и средой, что также отражается в конкретных дефинициях.
На протяжении истории изучения проблемы адаптации значительные изменения коснулись понимания целей адаптационного процесса. Также существуют многочисленные и даже прямо* противоположные мнения относительно того; какие изменения, должны происходить во взаимодействующих субъектах в процессе адаптации.
10 Середа Т.В. Особенности характеристик общения в процессе адаптации к стресс-факторам учебного процесса. Автрефератдисс—канд. психол. наук.-Л., 1987.-е. 132.
16
Сделаем общие выводы относительно рассмотренного нами понятия
адаптации. Мы полагаем, что общим является процесс взаимодействия,
который характеризуется:
во-первых, наличием двух или более субъектов. П.Сорокин выделяет
следующие типы взаимодействия: а) между двумя индивидами (муж и жена;
учитель и ученик; два друга); б) между тремя индивидами (отец, мать и
ребенок; муж, жена и любовница); в)- между четырьмя; пятью и более
индивидами; г) между одним индивидом и многими другими (артистом или
оратором и его слушателями); д) между многими-и многими (между членами
неорганизованной группы).11 Поэтому социализирующийся индивид для
своего удобства сначала «примеривается» к источнику воздействия;
наличию особых условий - условий дисбаланса, несогласованности
между системами;
во-вторых, некоторой' координацией, между системами, степень и
характер которой может варьировать в достаточно широких пределах;
в-третьих, достижением цели, которая предполагает определённые
изменения во взаимодействующих системах.
Нас интересует, прежде всего, социальная адаптация — вид
взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в
10
процессе которого согласовываются требования и ожидания участников: Мы полагаем, что социальная адаптация является необходимым условием для обеспечения оптимальной социализации человека. Она позволяет человеку не просто проявлять себя, свое отношение к людям, деятельности, быть активным участником социальных процессов и явлений, но и благодаря этому обеспечивать свое самосовершенствование. Природа сформировала предрасположенность, человека к социальной адаптации и адаптационным' процессам в различной'среде его жизнедеятельности: Такие возможности у каждого свои, и они значительны. Благодаря им индивид успешно приспосабливается к условиям обстановки, в том числе к сложным и
11 Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992. -с. 194.
12 Философский энциклопедический словарьЛТод ред. Л.Ф. Ильичева, П.Н.Фсдосеева, С.М.Ковалева, В.Г.Панова'/ Москва.:Советская энциклопедия, 1983.- с.12.
17