2
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания 13 социологического исследования учебной деятельности
1.1. Многообразие подходов к изучению учебной 13 деятельности
1.2. Обучение как признак и критерий социализации 38
1.3. Генезис и эволюция мотивационных установок учебной 60 деятельности
Глава 2. Проблематизация мотивации учебной деятельности в 81
социологии
)
2.1. Социальная обусловленность учебной деятельности 81
2.2. Ценностная детерминация учебного процесса 112
2.3. Гуманизация обучения как социальный императив 138 современности
Заключение 164
Примечания 173
Библиография 178
Приложения 189
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена радикальными изменениями системы образования в целом. В наше время выбор технологий, методов анализа, прогнозирования, оптимизации и финансово-экономического обоснования процесса обучения связан с выполнением социального заказа, формируемого, исходя из интересов общества, его групп и социальных институтов. В этих условиях объективно «размывается» категоричность стандартов и методик обучения, общих для всех. Обоснованность применяемых в конкретной ситуации методов обучения и выводы о качестве обучающего воздействия определяется, во-первых, индивидуальными ожиданиями и оценками ситуации, а, во-вторых, степенью коммерческого риска инвестора. В обучении в роли такого социального инвестора выступают общество и государство, семья и иные профессиональные и демографические группы. В системе их взаимодействий и определяются макро- и микросоциальных факторов мотивации обучения в их единстве и разнообразии.
] !еобходимость понятийного различения образования и обучения как структуры и системы получения знаний, доказывается и разной степенью рациональности в действиях тех, кто получает образование или обучается. Достигаемые в обоих процессах результаты только на первый взгляд оказываются равнозначными. В индивидуальных и массовых оценках итоги образования и обучения чаще всего не совпадают. Обладание дипломом или аттестатом не является обязательным признаком высокого общественного авторитета человека. Коммерциализация образования имеет не только положительные стороны. На этом фоне синонимичность образования и обучения выглядит не вполне обоснованной. Отметим, что социология педагогики, несомненно, фиксирует это несоответствие, пусть даже не всегда объясняя его чем-то иным, кроме научной интуиции исследователя. Не
18
народного хозяйства в конкретном количестве выпускников вузов по определенным специальностям чаще всего рассчитать невозможно. С одной стороны, на практике это создает ситуацию поиска выхода из затруднений, связанных с выбором и конкретизацией целей и задач высшего образования в индивидуальном сознании. С другой, сложность целей и социальной организации современного общества объективно требует модифицировать цели образовательной деятельности для увеличения степени и расширения сферы свободы для индивида и группы. Иначе говоря, проблема многообразия подходов к изучению деятельности студентов, применительно к мотивационному обоснованию ее основных аспектов, может быть исследована в ходе анализа следующих групп факторов: целей, структур и характера общества и всего комплекса его организаций. Вопрос о содержании мотивационной обусловленности обучения в российской высшей школе получает следующую формулировку: насколько эффективно данное общество реализует свои цели в данных условиях образования? Возможна и постановка обратного по содержанию вопроса - но это способствует расширению предметного поля исследования.
Социологические исследования мотивации учебной деятельности в обязательном порядке должны учитывать основные положения учения О. Конта и социальной статике и социальной динамике. В соответствии с этим, статистическому и динамическому состояниям мотивации в высшем образовании соответствуют, как наиболее содержательные, понятия «порядок» и «прогресс». В этом отношении принцип солидарности и гармонии общественных явлений, взятых одновременно, составляет основной закон социальной статики, применительно к самоопределению человека в высшем образовании. Основным идеям социальной динамики соответствуют признаки эволюции структуры высшего образования в России.
19
В XX в. образование превратилось в одну из важнейших отраслей человеческой деятельности, расходы на него постоянно возрастают. В настоящее время в развитых странах в сферу образования вкладывается 5-8% ВНП. Образование стало делом большой политики. Именно здесь закладываются основы стратегии развития каждой страны и всего человечества. Образование - это чрезвычайно важная сфера человеческой деятельности. Масштабы тех успехов и проблем, которые связаны с современным образованием, дэеот полное основание считать, что XXI век продолжит лучшие традиции.
Успехи образования поражают воображение. До XX в., несмотря на достижения в науке и культуре наиболее развитых стран, мир был неграмотным, - подавляющее большинство людей не умели читать и писать. Во второй половине XIX в. начался переход ко всеобщему обязательному начальному образованию, затронувший лишь немногие страны.
В XX в. в мире было предпринято мощное наступление на неграмотность, особенно после Второй мировой войны. Сегодня свыше 80% населения планеты грамотные люди. В развитых странах среднее образование обязательно; высшее образование перестало быть элитарным и охватывает около 40% выпускников средних учебных заведений. Мир осознал, что решение социально-экономических проблем не может быть достигнуто без высокого уровня развития образования.
Непрерывное образование, динамизм нашего времени, быстрая смена технологий, постоянная потребность в новых знаниях породили новую проблему - образование взрослых. Теперь нельзя быть специалистом не пополняя постоянно своих знаний. Но это очень трудно сделать без соответствующей материальной базы, без методического и кадрового обеспечения образования, без специальных усилий государственных и общественных организаций, направленных на совершенствование
- Київ+380960830922