Ви є тут

Использование свободного времени монгольскими студентами

Автор: 
Андриянова Ирина Андреевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
147
Артикул:
191967
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ..................................................3
1, ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ СТУДЕНТАМИ ВУЗОВ МОНГОЛИИ..................................12
1.1. Содержание социологического понятия «свободное время»
в современной литературе..............................12
1.2. Методика исследования свободного времени студентов монгольских вузов.....................................26
2. СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ.........................................37
2.1. Факторы использования свободного времени..............37
2.2. Основные формы использования свободного времени.......64
2.3. Тенденции использования свободного времени............87
2.4. Специфика использования свободного времени...........105
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................121
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.........................................126
ПРИЛОЖЕНИЕ 1..............................................133
ПРИЛОЖЕНИЕ 2..............................................141
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Исследование проблем свободного времени студенчества обусловлено потребностями общества в становлении личности, самостоятельного субъекта в социальной и культурной деятельности. Именно в свободное время реализуются многие социокультурные потребности, характеризующие нравственный и духовный облик молодого человека. От уровня сформированное™ студента в профессиональной, гражданской, общественной сферах зависит не только его социальная роль в обществе, но и его будущее. В этой связи исследование проблем использования свободного времени студентами приобретает особую значимость. Без научного осмысления процессов жизнедеятельности студентов невозможно регулирование подготовки будущих специалистов и формирование их как личности.
Актуальность исследования проблем свободного времени студентов-монголов обусловлена географической близостью Монголии и России. Географическое положение играет одну из важных ролей во взаимоотношениях государств в разных областях, а также во взаимосвязях в сфере образования. Студенчество является политическим, экономическим и культурным будущим страны, что и объясняет актуальность обмена студентами двух государств, активное сотрудничество в сфере молодежных контактов. Традиционный обмен студентами между монгольскими и российскими вузами, сотрудничество Комитетов по молодежной политике и Федерации молодежи Монголии актуализирует изучение проблем всех сфер жизни монгольских студентов. Необходимость исследования свободного времени студенчества Монголии также объясняется недостаточной разработанностью этой темы.
Проблемы использования свободного времени нуждаются в более глубоком изучении его отдельных аспектов, а именно в определении понятия свободного времени студентов, критерии которого еще четко не
13
раскрыли много важных сторон его содержания, функционирования, но, тем не менее, теория свободного времени требует дальнейшего развития. В современной социологии пока еще нет единого, общепринятого понятия свободного времени.
Впервые определение свободного времени было дано К.Марксом в экономических рамках, но вышло за его пределы: «...свободное время, время, которым можно располагать, есть само богатство: отчасти для потребления продуктов, отчасти для свободной деятельности»1.
Так, С.Г.Струмилин в первых исследованиях времени не дает определения свободного времени как такового, отмечая его как «нераспределенное время». Сложность в определении заключается в том, что «нераспределенное время» нельзя отнести, говоря строго, ни в рубрики «дела», ни в графу «безделье»2, а весь фонд времени был поделен на труд, отдых, сон. В этот период исследования не дается четкого понятия свободного времени.
Вторым этапом в изучении времени становятся конец 50-х и 70-е гг. прошлого века. Для которого характерно возникновение понятия свободного времени, с опорой на марксовское определение, где он придает значение свободному времени как фактору развития человека. По мнению социологов совершенствование и развитие личности это один из вариантов оптимального использования свободного времени. Эффективное использование свободного времени как одного из источников развития личности и общества и стало причиной внимания к этой категории в этот период.
Первые исследования использования времени данного периода - это исследования, проведенные в городах нашей страны и Монголии: в Москве (конец 1957 г.), Ленинграде (начало 1958г.), Новосибирске (конец 1958 г.), Улан-Баторе (конец 1970 г.).
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.26., ч.1П, с.265.
2 Струмнлин С.Г. Проблемы экономики и труда. - М., 1982. - С. 167.
14
Одной из задач в теории свободного времени для советских исследователей было найти место и границы свободного времени в общем фонде времени. Отождествление и различие свободного времени с внерабочим - стало одной из проблем в решении этой задачи и одним из противоречий в определении свободного времени.
Известные отечественные исследователи внерабочего времени И.В. Болгов, Г.А. Пруденский, И.В. Чернов, считая свободное время существенным условием и показателем духовного развития общества, выделяют его в структуре внерабочего времени. Более того, И.В. Болгов1 определяет необходимые затраты внерабочего времени, в состав которого входят: деятельность, связанная с работой на производстве, труд в домашнем и личном подсобном хозяйстве с целью получения жизненных средств, время удовлетворения физиологических потребностей. Такая структура внерабочего времени, сужает границы свободного времени, и более конкретизируют его значение.
Подобное суждение относительно структуры времени высказано В.Г. Байковой, A.C. Дучал, В.А. Земцовым. Свободное время в понятии, определенном вышеуказанной группой исследователей носит остаточный принцип: «Свободное время - это та часть общего бюджета времени (суток, недели, месяца, года), которая остается у человека после выполнения им всех профессиональных, гражданских и семейных обязанностей, удовлетворения естественных физиологических потребностей и которую он может затрачивать по своему усмотрению в зависимости от его культурного уровня, материальных доходов и физического состояния»2.
Одной из ошибок в некоторых определениях было отождествление внерабочего и свободного времени. Подобное встречается в работах A.A. Глазачева, М.К. Казанцева B.C. Молдована, H.A. Струковой. Такой подход
1 Болгов В.И. Внерабочее время и уровень жизни трудящихся. - Новосибирск, 1964. - С. 15.
2 Байкова В.Г., Дучал A.C., Земцов B.A. Свободное время и всестороннее развитие личности. - М.: Мысль, 1965.-С. 17.