Оглавление.
Введение................................................................3
Глава 1. Конфликт как предмет социологического анализа.................13
1.1. Роль социально-политического конфликта в стабилизации
и развитии общества....................................................13
1.2. Сущность, структура и виды конфликта........................24
Глава 2. Учащаяся молодёжь в динамике трансформаций и социально-политических конфликтов современного российского общества..............40
2.1. Студенческая молодёжь в зеркале социологии..................40
2.2. Факторы формирования студенчества как потенциальног о субъекта социально-политического конфликта.......................55
Глава 3. Социологические и социально-психологические аспекты управления конфликтными процессами в студенческой среде..................................................................73
3.1. Специфика социально-политической перцепции студенчества и девиации молодёжной среды...............................73
3.2. Профилактика деструктивной социальной конфликтности
студенческой молодежи.................................................101
Заключение............................................................135
Литература............................................................144
3
Введение.
Актуальность темы исследования. Системный кризис российского общества, затронувший как основные элементы социальной структуры, так и взаимоотношения социальных субъектов, длится уже второе десятилетие. За этот период подросло поколение, которое в ближайшее время войдёт в активную социальную жизнь.
Молодёжь всегда «не укоренена» в культурную почву сложившихся ценностей и норм, но обычно в перспективе существует определенная степень их усвоения. Кроме того, социальный статус молодёжи предполагает ситуацию выбора, конфликтогенную по природе. В условиях же социальной аномии, когда нарушены старые механизмы социализации и ещё не возникли новые, подрастающее поколение оказалось в сложном положении: необходимость осуществления выбора, с одной стороны, и нарушение его традиционных путей, - с другой. Данное обстоятельство не просто усиливает конфликтность, но и изменяет её в русло деструктивных форм. Условия формирования молодежной субкультуры, «контркультуры», в свою очередь, потенциально содействует конфликтогенности социально-политической ситуации в условиях России.
Особое место в ситуации социального конфликта занимает студенческая молодёжь, так как именно из неё формируется интеллектуальная элита и политико-управленческое будущее общества. Выбор способов поведения в конфликтной ситуации, определённые социальные установки, сформированные в студенческой среде сегодня, впоследствии неизбежно будут определять общественную позицию и социальную активность студенчества в качестве полноценного субъекта общественных отношений. Именно проблема формирования конфликтности студенчества как будущего социального слоя интеллигенции, участвующего и управляющего процессами в социально-экономической и политической сферах российского общества, заставляет
фликта в его социологических, политологических, психологических трактовках, а также проблема классификации конфликтов. Второй вопрос заключается в различиях между обычным противоречием и собственно конфликтом. Третий вопрос - вопрос о функциональности конфликта: чем считать конфликт - причиной дезинтеграционных, дестабилизирующих процессов социальной структуры или средством развития и совершенствования общества; в ином смысле, что считать основной характеристикой общества и основой диалектического единства стабильности/динамики общественных процессов - консенсус, или в противовес ему - конфликт. Четвёртый вопрос отражает неразрывность единства теории практики: он затрагивает проблему разработки технологий, методик и механизмов управления, разрешения реального конфликта или профилактики структуры социальных отношений, в условиях которой формируются субъекты конфликта. Этому четвёртому аспекту проблематики конфликта посвящён последний раздел диссертационной работы.
Необходимость обращения сразу к третьему из обозначенных здесь вопросов проблематики социального конфликта обусловлена тем, что его содержание совпадаете вопросом общих методологических принципов изучения социального феномена конфликта, разработанных различными научными школами и направлениями в социологии, политологии, философии, социальной психологии. Иными словами, речь идёт о значимости и необходимости изучения конфликта как социального феномена, поскольку в одних концепциях считается, что конфликт необходимо всячески искоренять из жизни людей как причину дезинтеграции, дестабилизации социальной структуры, а в других - изучать, исследовать конфликт как специфическое средство совершенствования общества, возможность появления разных вариантов его развития.
В социальных общностях, микрогруппах, в массовом сознании людей социальный конфликт чаще всего ассоциируется с антагонистическим столкновением позиций, социально-групповых норм, ценностных ориента-
ций членов этих сообществ. В этой ситуации предметом конфликта выступают различные сферы: например, не адекватное ожиданиям поведение, несовместимость социокультурных установок, фрустрационная ситуация в жизнедеятельности людей, в удовлетворении их социальных потребностей в аффиляции, престиже, признании, и т.д. Социально-психологическая напряжённость, возникающая когда конфликтная ситуация наделяется личностным смыслом, скорее способствует формированию негативного представления о роли конфликта в структуре и процессах общества как разрушителя нормально функционирующей социальной системы. Согласно такому представлению, конфликт не в своей основе присущ системе и возникает тогда, когда активизируются силы, которые стремятся создать нестабильность в ней. И только благодаря механизму гомеостаза система возвращается в стабильное состояние.
Однако анализ ряда научных концепций по этому вопросу позволяет изменить этот взгляд. Как утверждает в своей работе А.Я. Анцупов1, существует научная традиция, которая рассматривает конфликт как необходимый компонент социальных отношений. Такая точка зрения присутствует в трудах Аристотеля, Гоббса, Гегеля, Вебера, Маркса. В соответствии с ней несовершенство структуры, ресурсов общества само по себе достаточно, чтобы вызвать конфликт, где каждый субъект стремится решить проблему обладания предметом конфликта так или иначе за счёт другого субъекта.
Очевидно, что в социологии сосуществуют разные парадигмы изучения феномена конфликта. Так, Д.В. Калашников констатирует2, что «одни считают его социальной «патологией» (Т. Парсонс); другие - результатом сопротивления и обязательным элементом в системе господства и подчинения (Р. Дарендорф), третьи - стимулом социального сознания и разновидностью социального взаимодействия наряду с соревнованием, приспособлением и ассимиляцией (Р.Э. Парк)».
1 Анцупов А.Я.. Шнпилов А.В. Конфликтология. - М., 1999. - С.264
; Калашников Д.В. Переговорный метод управления конфликтом //Соиис. - 1998 - №5. - С 105.
- Київ+380960830922