Ви є тут

Социальная динамика формирования гражданских и патриотических позиций молодежи в современном российском обществе : Опыт социолого-исторического анализа

Автор: 
Козлов Анатолий Александрович
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2001
Артикул:
1000335245
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.....................................................................................................................................5
1. ПАТРИОТИЗМ И ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ В КОНТЕКСТЕ
СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ РОССИИ................................................................................................................18
1.1. Социальная динамика формирования патриотизма и гражданственности
1.1.1. Основные понятия и краткий исторический аспект.........................18
1.1.2. Гражданственность и гражданская активность.............................26
1.1.3. О соотношении гражданственности, патриотизма и национализма............36
1.1.4. Патриотизм и гражданственность в реалиях советского периода............45
1.1.5. Проявление патриотизма и гражданственности в социально-политических
процессах России 90-х годов.............................................53
1.2. Механизм и истоки формирования гражданственности и патриотизма в динамике закономерностей развития личности
1.2.1. Сущность основных этапов и закономерностей формирования личности......................................................................61
1.2.2. Формирование гражданственности и патриотизма в динамике политической
социализации личности молодого человека.................................66
1.2.3. Роль семьи в формировании гражданственности и патриотизма ............................................................................73
1.2.4. Патриотизм и гражданственность как системообразующие элементы
типологии социальной активности.........................................78
1.3. Социально-политический контекст проблемы
1.3.1. Отношение молодежи к власти............................................85
1.3.2. Молодежь России: политические портреты.................................90
1.3.3. Феномен “военной психологии”..........................................104
1.4. Проблемы реализации гражданского долга и активности
1.4.1. Электоральная активность молодежи.....................................110
1.4.2. Неформалы 80-90-х: гражданская активность или протест аутсайдеров.....................................................................115
1.4.3. Об отношении молодежи к долгу по защите Родины........................123
*1
3
2. СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВОГО ПОКОЛЕНИЯ МОЛОДЫХ РОССИЯН И РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ..................................................133
2.1. Современная ситуация в России и ее отражение на положении молодежи
2.1.1. Оценка положения и перспектив России по выходу из кризиса и отражение кризиса на положении молодежи..........................................133
2.1.2. Общие и специфические условия формирования первого поколения
молодых россиян........................................................140
2.1.3. Деформация социума и проблема социальных потерь.......................146
2.2. Динамика ценностных ориентаций и лидерские позиции молодежи
2.2.1. Социальные ожидания и жизненная позиция молодежи......................150
2.2.2. Лидерские позиции молодежи в современном российском обществе ........154
2.2.3. Общие тенденции развития ценностных ориентаций молодых россиян........165
2.3. Деформации социума и их воздействие на сознание и поведение молодежи
2.3.1. Проблематика наркомании в молодежной среде............................172
2.3.2. Экстремистские тенденции в молодежной среде...........................178
2.3.3. Криминализация сознания и поведения молодых россиян как предмет социологического анализа...............................................181
2.3.4. Готовность молодых людей работать в криминальных группировках.........188
2.3.5. Характеристика респондентов, допускающих занятие проституцией.........200
3. ПРОБЛЕМЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
И РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ............................................208
3.1. Социологические аспекты возрождения системы воспитания молодежи
3.1.1. Основные подходы к формированию общенациональной идеи.................208
3.1.2. О системообразующих элементах воспитания и их смыслах.................217
3.1.3. Основные принципы и подходы к формированию системы гражданского
и патриотического воспитания российской молодежи.......................226
3.1.4. Принципы конструирования системы гражданского воспитания..............231
3.1.5. Новая функция образования в контексте проблем развития России.........241
27
человека (сообщества людей - граждан государства) и характер принимаемых им решений. Во втором же, речь идет об устойчивых стереотипах поведения, увязанных с понятием гражданства и проистекающих из характера гражданского сознания, которое в ряде случаев может быть не аналогично законопослушанию.
Гражданское сознание и поведение формируются в процессе социализации, но особенно, являются производными от воспитания и образования, которые, в свою очередь, также зависят от множества факторов: уровня развития государства и общества и характера господствующих в нем экономических и политических отношений, специфики функционирующих социальных общностей и институтов, степени влияния лидирующих групп, взаимосвязи с мировым сообществом и т.д.
Таким образом, наиболее существенной и определяющей является связь “личность-государство”. Хотя есть и еще один компонент, существенно влияющий на характер данной связи, а именно “общество”. Однако, это понятие играет весьма специфическую роль. Оно не рядо- и не равно расположено в воображаемом континууме “личность-общество-государство” К тому же у общества, строго говоря, нет граждан, а есть только члены, которые хотя и руководствуются в своем гражданском сознании и поведении существующими законами и нормами, но в значительно большей степени действуют на основе моральных и идеологических норм, традиций и представлений, носящих, к тому же, преимущественно групповой характер.
Во многом это обстоятельство определяет специфику “гражданского общества”, как совокупности неполитических отношений: экономических, социальных, нравственных, религиозных, национальных и т.д., в рамках которых осуществляется самопроявление свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации их деятельности со стороны государственной власти (357, с.97-98).
Вероятно, следует заметить, что зачатки гражданского общества прослеживаются в истории России еще в раннем средневековье в деятельности таких институтов, как народное вече, сходы, соборы и т.д. Однако, вследствие специфики развития России, все эти формы угасли, в то время как на Западе, стали базой развития гражданского общества, демократии в целом.
Применительно к российской ветви развития гражданского общества, можно выделить несколько важнейших этапов, каждый из которых можно было бы назвать
28
нереализованными шансами развития в сторону демократии и гражданского общества. Первый - как уже говорилось, в раннем средневековье, и наметившимися тогда тенденциями установления прочных связей с Западом, нашедших отражение в политике киевских князей, особенно Владимира Мономаха и Ярослава Мудрого (73). Однако изменившаяся геополитическая ситуация, усиление противостояния католической и православной церквей, активная военная экспансия Запада, но что самое главное, татаро-монгольское нашествие, подвели черту и способствовали снятию самой возможности развития в сторону гражданского общества.
Не открыл и не мог открыть такой возможности и петровско-екатерининский период. Причины этого очевидны, пишет Х.Роггер, - “при самодержавии политических партий не бывает. Руководство традиционно считает политическую деятельность своей монополией и с подозрением относится к любым независимым действиям, которые могут посеять распри, а потому такие действия не просто не поощряются, а запрещаются вовсе (430, р.66).
Здесь вполне уместно привести комментарий В.Ключевского, точно подметившего, что ‘‘древнерусская государственная власть обращалась к своим подданным если не всегда как строгий отец к детям-малолеткам, приказывая исполнять, не рассуждая, или дозволяя рассуждать только о способе исполнения, а не о смысле и надобности исполняемого. Петр сохранил за властью прежнюю строгую физиономию, но несколько смягчил ее обращение, тон речи...” (117, с.268).
Протодемократические пассажи “тайной республиканки” Екатерины в своих проектах, указах и особенно в знаменитых “Наказе” и Манифесте 6 июля 1762 г., провозглашавших жизнь по точным и постоянным законам и право всякого “все то делать, что законы дозволяют”, а также декларировавших “спокойствие духа в гражданине, происходящего от уверенности в своей безопасности”, давали определенный толчок развитию зачатков гражданского сознания. “Русские умы, писал В.Ключевский, впервые призывались рассуждать о государственной вольности, о веротерпимости, о вреде пытки, об ограничении конфискаций, о равенстве граждан, о самом понятии гражданина - о предметах, о которых рассуждать дотоле не считалось делом простых людей, - а те, чье это было дело, рассуждали о том очень мало” (117, с. 275).
Началось это сверху, с ближайшего окружения императрицы, и расширяясь, со временем, неизбежно разрослось в новый, доселе неведомый на Руси и очень неудобный для власти феномен - общественное мнение, этот истинный закладной камень гражданского