Ви є тут

Развитие негосударственного высшего образования в современной России: коммуникативный аспект

Автор: 
Ткачук Олег Васильевич
Тип роботи: 
коммуникативный аспект
Рік: 
2005
Артикул:
192678
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..........................................................3
Глава 1. Становление и основные тенденции развития
негосударственного высшего образования в РФ......................11
§1. Предпосылки развития негосударственного
высшего образования в современной России..................11
§2. Процессы институционализации негосударственного
высшего образования в современной России..................19
Глава 2. Формирование системы коммуникации в негосударственном высшем образовании современной России........................65
§1. Особенности структурной трансформации коммуникаций
в системе негосударственного высшего образования..........67
§2. Негосударственное образование и молодежь:
коммуникативные проблемы..................................82
Глава 3. Тенденции развития коммуникаций в системе
негосударственного высшего образования РФ........................91
§1. Тенденции развития символических структур в коммуникативном пространстве негосударственного
высшего образования РФ....................................91
§2. Коммуникативные проблемы формирования репутации
негосударственных высших учебных заведений...............101
Заключение......................................................140
Список литературы............................................. 144
3
ВВЕДЕНИЕ
Развитие российского общества в контексте глобализации вызывает сложные, противоречивые процессы становления социальных институтов. Перемены в сфере культуры и образования, затрагивая глубинные пласты национального самосознания, как правило, переживаются обществом особенно остро, поскольку способны привести к значительным социальным последствиям. Поэтому характер и перспективы развития негосударственного высшего образования продолжают оставаться в центре дискуссий, что обуславливает научно-теоретическую актуальность темы диссертации.
Негосударственное высшее образование России стало одним из ярких феноменов ностперестроечной России, продемонстрировав по целому ряду количественных показателей значительные результаты роста па фоне постоянно снижающихся государстве!шых дотаций в сферу высшего образования. Возникновение и интенсивное развитие негосударственного высшего образования выявило не только ресурсные возможности этого вида образования, его значимость для молодого поколения, но и серьезные противоречия, остающиеся неразрешенными в системе высшего образования страны. Этим обуславливается теоретическая актуальность проблемы.
Активизация реформаторских настроений в сфере высшего образования указывает сегодня на то, что значительная часть существующей системы государственных высших учебных заведений в ближайшем будущем может оказаться без прежней! финансовой поддержки государства. А конкурировать в условиях жесткой рыночной среды придется не только с российскими вузами, но и с учебными заведениями зарубежных стран. Для эффективной адаптации системы высшего образования к новым условиям важно осмыслить пусть и не большой по времени коммуникативный опыт
15
творения спроса в сфере образовательных услуг, не обеспеченных или плохо обеспеченных государственным сектором высшей школы, - в первую очередь, в сфере экономики, финансов, менеджмента, коммерции, юриспруденции, гуманитарных знаний, реставрации и искусства, социальной работе, а также по ряду нетрадиционных направлений подготовки кадров или синтезирующих уже имеющиеся13; появление особой категории потребителей образовательных услуг, нуждающихся в нестационарных формах обучения (экстернат, очно-заочная, заочная формы, др.) или в ускоренном обучении для получения второго высшего образования13;
- невозможность удовлетворить увеличившийся спрос в условиях недостатка финансовых ресурсов спровоцировала государственную систему высшего образования на поиск новых источников финансирования образовательных учреждений15; потребность в отработке новых экономических подходов к развитию системы образования16;
- становление рыночных отношений, демократизация общества и, как следствие, возникновение и развитие различных организационно-правовых форм17;
- неудовлетворенность значительной части преподавателей и сотрудников государственных высших учебных заведений действующими учебными планами и программами, общепринятыми подходами к организации учебного процесса18; наличие специалистов, заинтересованных в разработке и реализации собственных подходов к формированию, содср-
15 Шепдерей П.М. Проектирование содержания профессиональной подготовки студентов и негосударственных вузах. Авторефератдисс ... канд. иед. наук. Тольятти. 2002. С. 11.
4 Гусева И.В. Развитие учсбно-нрофессноналыюй деятельности студенте негосударственных учебных заведений. Автореферат лисе... канд. под. Наук. К>рск. 2001. С. 6.
и Фолеев 10.11. Негосударственный сектор высшей школы Российской Федерации. М., 2000. С. 11.
14 Зернов В.А. Оптимизация управления качеством образования негосударственном секторе высшего образования в современных условия. Монография. М., 1999. С. 19.
17 См., например: Фалеев Ю.В. Негосударственный сектор высшей школы Российской Федерации. М., 2000. С. И; Гусева И.В. Развитие учебно-профессиоиалкной деятельности студентов негосударственных учебных заведений. Автореферат лисе... канд. пел. наук. Курск, 2001. С.9.
'* Шеидерей Г..М. Проектирование содержания профессиональной подготовки студентов в нег осударственных ву зах. Автореферат лисе... канд. пел. наук. Тольятти, 2002. С. 11.
16
жашпо и технологии организации учебно-воспитательного процесса19, наличие значительного числа энтузиастов, желающих создавать новые учебные заведения, разрабатывая собственные подходы к организации, содержанию и методике учебно-воспитательного процесса20;
- снижение мобильности населения вследствие экономических причин и в связи с неустойчивой социально-политической ситуацией в ряде регионов21.
Приведенные выше факторы послужили основой для формирования негосударственного высшего образования. Однако модификацию образовательной сферы страны обусловили не они, а процессы формирования новой социальной реальности России. Так или иначе, концептуальной идеей государственного высшего образования советской эпохи была подготовка человека к деятельности в индустриальном обществе. Экономическое, политическое и социальное развитие России востребовало модель образования, ориентированную на новые условия.
В этой связи важно отмстить, что особенностью системы образования является то, что она сама в значительной мерс участвует в процессе формирования социальной среды в том смысле, что именно образование является наиболее эффективным агентом социальных изменений. Попытка построения демократического общества в России может быть осуществлена лишь в рамках се интеграции в международное сообщество, в общемировые процессы глобальных изменений. В связи с этим и образование начинает развиваться на основе новых принципов (демократизации, снижения значимости государственного регулирования, регионализации, авто-номизации, гуманизации, диверсификации), двигаясь к децентрализации
1' Зернов В.Л. Оптимизация управления качеством образования негосударственном секторе высшего образования в современных условия. Монография. М., 1999. С. 19.
10 См., например: Солоницын II.Л. Негосударственное высшее образование в России. М., 1998. С. 161; Ятлин Г.Л. Предисловие / В.Л. Зериои. Оптимизация управления качеством образования в негосударственном секторе высшею образования в современных условиях: Монография. М., 1999. С.6.
:| См., например: Фалеев Ю.В. Негосударственный сектор высшей школы Российской Федерации. М., 2000. С. 11; Гусева И.В. Развито учебно-профессиональной деятельности студентов нсюсуларстпснных учебных заведений. Автореферат дисс... канд. пел. наук. Курск, 2001.С. 9.