Ви є тут

Детский и юношеский спорт как средство социализации молодого поколения

Автор: 
Кирсанов Владимир Евгеньевич
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
146
Артикул:
191891
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................4
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО СПОРТА КАК ИНСТИТУТА СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ 19
§ 1. Концепция социализации как междисциплинарный обществоведческий подход...................................Л9
У. У. Анализ социализации как социального феномена 19
1.2. Основные процессы социализации 22
1.3. Социальное содержание социализации 29
У. 4. Особенности современной социализации 31
1.5. Стадии развития личности и механизмы социализации 38 У. 6. Специфика социализационных процессов в России 43
Резюме 44
§ 2. Понятии, используемые в социологическом анализе детского и юношеского спорта как института со ц нализан и и молодого поколения...................................47
2.1. Социалыю-философские понятия 47
2.2. Понятийный аппарат анализа здорового образа жизни 48
2.3.Концептуальный анализ социализации как педагогического феномена 53
2.4.Понятийный анализ задач детской и юношеской физкультуры и спорта 55
2.5. Понятийный аппарат характерологического развития личности 58
Резюме 69
2
Глава 2. ПРОЦЕССЫ И МЕХАНИЗМЫ
СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В ДЕТСКОМ И ЮНОШЕСКОМ СПОРТЕ......................71
§ 3. Тренды подростковых рисков в современной России и возможности противодействии негативным тенденциям в детском и юношеском спорте................................71
3.1. Социальные девиации на личностном уровне 72
3.2. Социетальные источники молодежных рисков 80
3.3. Риски молодого поколения в сфере здоровья 82
3. 4. Подростковые риски в сфере духовной культуры 85
3.5. Проблемы идентификации молодого поколения 88
3.6. Стратегии противодействия рискам 91
Резюме 92
§ 4. Формы и методы социализации подростков в процессах детского и юношеского спорта..............................94
4.1. Место детской и юношеской физкультуры и спорта в социализации молодого поколения 94
4.2. Общее состояние организации физической культуры и спорта в Москве 98 4.3.Особенности организации детского и юношеского спорта 113
4.4. Рекомендации населения по улучшению организации спортивной работы 117
Резюме 121
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................124
ЛИТЕРАТУРА...............................................133
ПРИЛОЖЕНИЯ...............................................147
3
Эмпирическая база исследования:
Выводы исследования базируются на эмпирических данных следующих социологических исследований
- «Спортивная инфраструктура и физическая активность населения в Митино» октябрь 2004 г.; методы
Количественное и экспертное исследование. Случайная квотируемая выборка-4328 чел.
- «Ценностные установки старших школьников Москвы и Подмосковья» май-июнь 2006 г. . Анкетный опрос, Случайная выборка - 2367 чел.
- «Отношение молодежи к занятию физкультурой и спортом», Тамбов октябрь-ноябрь 2005 г. Анкетный опрос, случайная выборка- 1230 чел.
Кроме то!'о, использовались результаты вторичного анализа данных, полученных другими отечественными исс л едовател я м и.
Научная новизна исследования заключается в том, что
в нем:
• впервые детский и юношеский спорт проанализирован в качестве института социализации подрастающего поколения;
• сформулирована система категорий, позволяющих провести социологический анализ условий и механизмов социализации, присущих детскому и юношескому спорту;
• использованная в диссертационном исследовании социологическая концепция рисков позволила выявить основные проблемы и трудности, стоящие на пути
13
социализации современного российского подрастающего поколения;
• изучены социальные условия функционирования системы детского и юношеского спорта на разных уровнях ее организации;
• На основе социологического анализа современного состояния детского и юношеского спорта в стране предложена система рекомендаций по оптимизации деятельности детского и юношеского спорта как важного института социализации подростков.
Теоретическая значимость исследования состоит в
выявлении специфики процессов и механизмов социализации молодого поколения страны в современных условиях.
Многоаспектный охват исследуемой проблемы стал возможен благодаря учету возможностей как институционального, гак и деятельностного подходов в современной социологической теории. Основными методами, использованными в ходе исследования, являются: системный и структурный анализ, функциональный анализ. В качестве эмпирических методов исследования использованы: анализ статистки, социальное обследование, анкетирование, интервью, анализ документов. Для обработки результатов эмпирических исследований применялись различные методики математико-статистической обработки первичной
социологической информации.
Теоретической основой диссертации послужили концепции, содержащиеся в трудах классических и современных исследователей, как отечественных, так и
14