Ви є тут

Социальные детерминанты управленческой деятельности в сфере образования

Автор: 
Недзвецкая Елена Анатольевна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
192878
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение 4
Глава I. Теоретико-методологические основы анализа управленческих процессов в системе образования. 19
§1.Образование как институт социальной системы: особенность социологического подхода. 19
§2.Специфика управления в организационных структурах образования. 36
§3.Проблема преодоления технократических подходов к управлению: социально-психологический контекст как важнейшая социальная детерминанта управления. 50
Глава II. Социальные аспекты организационно-управленческой деятельности в системе образования. 67
§1.Сфера образования как управляемая система: проблема единства организационной и социально-педагогической составляющих. 67 §2.Специфика социологических характеристик «образовательной среды»: педагогический коллектив как социально-психологический феномен. 79
§З.Социапьная роль руководителя в системе образования. 97
Глава III: Проблемы оптимизации управленческой деятельности в контексте поиска новой парадигмы развития образовании 108
§1.Организация образовательного процесса в условиях социальных трансформаций: необходимость новых подходов. 108
§2.Проблемы управления образовательным учреждением инновационного типа: (на примере реализации экспериментальной модели корпоративного учреждения). 130
2
Заключение
Список использованной литературы
В работе также осуществлен анализ ряда законодательных актов, касающихся вопросов совершенствования и оптимизации организационных структур системы образования.
Научная новизна диссертационной работы состоит, прежде всего, в том, что она, по существу, является одним из первых в отечественно - научной литературе исследований, в рамках которого социально-управленческие процессы в институциональных структурах системы образования рассматриваются в контексте социально-психологической детерминации. Инновационный аспект присутствует и в самом исследовательском подходе - изучении специфики управленческих отношений в конкретном институциональном образовании с точки зрения социально-психологического измерения этих отношений.
В диссертации на основе обширного теоретического и практического материала осуществлено исследование вопросов детерминирующего воздействия социально-психологических факторов на степень эффективности деятельности управленческих структур в учреждениях и организациях системы образования. Как правило, этот аспект при изучении проблем образования остается вне пределов научного анализа (либо исследуется в контексте дихотомического анализа отношений «учитель-ученик»), в виду того, что его проблемное поле находится на границе трех областей научного знания - социологии образования, социологии управления и социальной психологии.
Кроме того, новизна данного диссертационного исследования состоит в том, что в работе рассмотрена проблематика управления образовательными структурами инновационного типа, осмысление
16
социальных и социально-психологических аспектов которой в рамках отечественной науки, по сути, только начинается.
Практическая значимость исследовании
Теоретические выводы и положения, содержащиеся в работе, могут использоваться при подготовке учебных курсов (лекционных, семинарских занятий, факультативов) по ряду предметов социологического профиля.
Кроме того, материалы диссертации могут быть использованы при дальнейшем изучении проблем социально-психологической обусловленности управленческих отношений.
Сам же исследовательский подход может оказаться продуктивным не только при изучении проблем управления в сфере образования, но и в социальной практике. Представляется, что положения и выводы диссертации имеют не только теоретические наработки, но и прикладную значимость, в особенности для практиков-управленцев, работающих в образовательных учреждениях инновационного типа, поскольку данное исследование в значительной степени - это результат осмысления собственного опыта автора, в течение ряда лет осуществляющего руководство именно такой, функционирующей в контексте инновационного режима, образовательной структурой - негосударственным образовательным учреждением «Образовательный центр ОАО «Газпром».
Апробация работы
Основные положения и выводы диссертации отражены в публикациях автора. Материалы исследования, отдельные тематические фрагменты, а также некоторые содержательные
17