Ви є тут

Религиозность населения малых провинциальных городов: социологический анализ

Автор: 
Колякина Елена Анатольевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2008
Артикул:
278978
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические основы социологического анализа религиозности
1.1 Религия и религиозность: социально-философские и
социологические концепции 20
1.2 Определение сущности религиозности через соотношение понятий «религия», «религиозность», «духовность» 48
1.3 Специфика российской провинции 65
Глава 2 Конкретно-социологический анализ религиозности населения малых провинциальных городов России (на примере Орловской, Курской, Тульской, Брянской областей)
2.1 Социально-демографические характеристики представителей
религиозно-мировоззренческих групп 81
2.2 Идейно-политические предпочтения и социальные ориентиры представителей религиозно-мировоззренческих групп 111
2.3 Духовно-ценностные ориентации и культурно-досуговые интересы представителей религиозно-мировоззренческих групп 127
Заключение 154
Список литературы 163
Приложения 186
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
Социальные системы не могут оставаться неизменными. Современный мир стал сложным, взаимозависимым, быстро изменяющимся, зачастую непредсказуемым в своем развитии. В социальной истории человечества трудно найти такой фактор, который на протяжении веков и фал бы более значительную роль, чем религия. Не учитывать или умалять религиозный фактор при познании, планировании или управлении современным обществом сегодня невозможно. Высокоразвитая индустриальная цивилизация, основанная на научных знаниях и технологиях, тем не менее создана человечеством, более чем 80% которого исповедуют ту или иную религию1. Статистика религиозной динамики показывает, что на сегодняшний день количество людей, исповедающих христианство, составляет около 2,3 млрд. человек или 33,4% населения планеты, 18,5%- приверженцы ислама, 13,4% - индуисты, 5,9% -буддисты, 3,4% - приверженцы традиционных китайских религий, 2,6% -последователи новых религий, 1,5% - приверженцы различных племенных верований, 0,3% населения Земли составляют сикхи, 0,2% - шаманисты, 0,1% - конфуцианцы, по 0,1% - бехаисты, джайнисты, синтоисты, иудеи. К другим религиям принадлежат не более 0,3%. Удельный вес нерелигиозных людей оценивается в 16,1%, атеистов - 3,7%. В дальнейшем, по некоторым прогнозам, удельный вес христиан возрастет к 2020 году на 4,5%, а мусульман - на 4,1%2.
Феномен религиозного возрождения затронул и Россию. По имеющимся данным, за период 1990 -1997 годы количество приходов увеличилось в 3 раза, количество монастырей - в десятки раз, открылись десятки православных курсов, школ, гимназий, даже институт и университет3. Уровень религиозности в России возрос приблизительно с 20% в 80-х годах до 40-45% в на-
' Гараджа, В.И. Социология религии: учебное пособие / В.И. Гараджа. - М.: Инфра-М, 2005. -С.325-327.
2 Вслькср, М. Христианство и плюрализм: монография / М. Велькер. - М.: Республика, 2001. -С. 17 ' Осипов, Г.В. Православная церковь в жизни российского общества И Алексий II, Матриарх Московский и
всея Руси. Россия. Духовное возрождение / Г.В. Осипов. - М., 1099.- С. 10
3
В работах другого крупнейшего греческого философа Аристотеля (IV в. до н.э.) можно отыскать крайне интересные замечания, касающиеся роли религии. В «Политике» он пишет о том, что одна из религиозных церемоний служит целям человеческого общения, предугадывая, таким образом, интеграционную и коммуникативную функции религии: «По этой причине в государствах возникли родственные союзы и фратрии и жертвоприношения и развлечения - ради совместной жизни»1. Он также указывал на обязательность использования правителями религиозного фактора: «Помимо этого следует постоянно показывать особенное рвение ко всему, касающемуся религиозного культа: если подданные считают правителя человеком богобоязненным и усердным в делах культа, они менее будут опасаться потерпеть от него что-либо беззаконное и реже станут злоумышлять против него...»2. Аристотель наряду с другими социальными институтами, долженствующими существовать в государстве, обязательно выделял и религиозный, причем жрецами предлагал ставить только граждан из числа престарелого возраста, не могущих исполнять никакие другие функции.
В «Афинской политии» философ, описывая процедуру докимасии - избрания граждан на главенствующие в государстве должности, замечает, что над ней со свидетелями выяснялось отношение претендентов к национальным богам: «Затем спрашивают о том, есть ли у него Аполлон Отчий и Зевс Отрадный и где находятся эти святыни; далее, есть ли усыпальницы и где они находятся...»3.
Дня европейской религиозной традиции переломную роль сыграло христианство, в котором библейская концепция бытия, основана на Божественном Откровении. Есть дно только абсолютное начало, из которого происходит все сущее - это Бог. Христианский мир монистичен. Все сущее в нем обладает реальностью в той мере, в какой оно сопричастно Создателю. Человек — духов-
1 Арнстоюь. Политика: сочинения в 4т./ Аристотель. Т.4: иср. С.А. Жсбслсва.- М.: Мысль. 1997.- С. 109.
2 Там же. С. 197-198.
3 Там же. С.23-1.
22
ное существо, однако трансцендирование к Духу требует от него душевных колоссальных усилий, проявляющихся в вере в виде Откровения. Специфика христианского типа идентичности обусловлена идеей личного (сердечного) Бога и проявляется в подобии человека Божественному Образу, который находится внутри него самого. Христианский человек не сливается с Создателем и тем более не противопоставляет себя Ему. Он стремиться обнаружить себя в Нем. Христианский тип идентичности связан с эсхатологией, и, в частности, с темой спасения, поскольку только порвав с мирской тварной жизнью, человек может по настоящему открыть себя как личность, как то, что непосредственно стоит рядом с Богом.
Наиболее выдающимся представителем религиозно-философского направления европейского средневековья является Августин Блаженный, причисленный за свои выдающиеся заслуги к лику святых. Познание Бога, по мнению Августина, есть акт непосредственной интуиции, созерцания. В отличие от других философов (Филона, Плотина), полагающих, что божественная интуиция — экстаз без мысли, результат врожденного процесса, Августин понимал божественную интуицию как сверхъестественный факт, проявление любви. Именно Августин первым охарактеризовал Бога как бесконечность, а мир как сверхъестественное творение и результат Его милости1.
Дальнейшее развитие религиозно-философского направления христианской средневековой философии связано с именем Фомы Аквинского. Наиболее значимыми для нашего исследования являются следующие положения в его учении. Во-первых, более выразительно, чем «старые» схоласты, Ф. Аквинский отделяет знание от веры, сферу разума от сферы откровения, разграничивая тем самым философию и теологию. Во-вторых, в отличие от предыдущих попыток доказать существование Бога, в основу которых были положены понятия истины (А. Блаженный) или совершенного бытия (А. Кентербе-
1 Татаркевич. В. История философии: античная и средневековая философия: учебник / Л. Титарксвич.- Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 2000.- С. 307.
23