Ви є тут

Нововведения в социально-культурной сфере в условиях трансформации российского общества

Автор: 
Боронникова Галина Александровна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2003
Кількість сторінок: 
264
Артикул:
192988
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
Введение....................................................... 3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования инновации.... 14
1.1.Категории инноваций в социологической науке.............. 15
1.2.Инновация в социально-культурной сфере................... 30
1.3.Методика эмпирического исследования инноваций в социально-культурной сфере............................. 57
Глава 2. Содержание и формы инновационной деятельности в социально-культурной сфере...................................... 73
2.1. Характер и содержание инновационной деятельности в социально-культурной сфере................................... 73
2.2. Формы инновационной деятельности организаций социально-культурной сферы.................................. 101
2.3. Управление и регулирование инновационной деятельности
в социально-культурной сфере............................ 135
Заключение..................................................... 167
Библиографический список....................................... 177
Приложения..................................................... 201
3
Введение
Актуальность темы исследования. В условиях трансформации российского общества иные подходы потребовались в решении финансовых, правовых, хозяйственных, социальных проблем функционирования организаций социально - культурной сферы.
За последние годы в организациях социально - культурной сферы произошли глубокие организационные, производственные, социальные, технические и технологические изменения.
Современная социально - культурная ситуация обусловила целый ряд преобразований в социально - культурной сфере.
Преобразование институтов социальной сферы: здравоохранения, образования, науки, культуры, социальной защиты и др. является одной из сфер социально - инновационной активности [60;с.4]. Необходимость разработки и внедрения новшеств в современных организациях не вызывает сомнения. Принятые за последние годы Законы Российской Федерации “ Об аренде”, “О собственности”, “Основы Российского законодательства о культуре” и другие документы создали нормативно -правовую базу для коренных преобразований экономических, организационно- управленческих форм функционирования объектов социально - культурной сферы. В этих условиях все большее значение приобретает инновационная деятельность организаций, развивается предпринимательство, маркетинговая деятельность, проявляется инициатива и творчество работников социально - культурной сферы, основанные на многообразии форм собственности и хозяйствования, происходит становление нового экономического мышления. В социально - культурной сфере формируется сеть новых типов предприятий: арендных, частных, семейных; акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, творческих объединений, ассоциаций, союзов, центров и т.п. Стали развиваться негосударственные
25
Инновационная деятельность осуществляется в соответствии со сложившимся в данном обществе разделением труда. В современном производстве, как правило, одни люди делают открытия, другие осуществляют разработки теоретических новшеств, третьи их производят, четвертые обеспечивают их поступление потребителю, пятые используют (потребляют) в соответствующих целях, шестые утилизируют отходы после их использования. Это же относится к нововведениям в социальнокультурной сфере. Одни рождают идеи, другие - проектируют и разрабатывают новшество, третьи - занимаются социальным прогнозированием нововведения, четвертые - принимают управленческие решения, внедряют его, пятые - потребляют и делают выводы.
Категорию инновация можно анализировать в зависимости от объекта и предмета исследования [ИЗ; 138; 161; 217]. Тогда инновация может трактоваться: а) как общественный технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших изделий по своим свойствам, технологий, и в случае, если инновация ориентирована на экономическую выгоду, прибыль, сс появление на рынке может принести добавочный доход [169]; б) как новая научно-организационная комбинация производственных факторов, мотивированная предпринимательским духом [217].
В современной социологической теории исследователи определяют инновационный процесс как процесс создания, распространения и использования некоторого новшества. Его структура определяется внутренней, предметной логикой движения от идеи новшества до его использования конечным потребителем как, во-первых, параллельнопоследовательное осуществление научно-исследовательской, научно-технической, инновационной, производственной деятельности и маркетинга; во-вторых, как временные этапы жизненного цикла
26
нововведения от возникновения идеи до ее разработки и распространения нового вида продукта или услуги [110].
В общем виде инновационный процесс состоит в получении и коммерциализации изобретения, новых технологий, видов продукции и услуг, решений производственного, финансового, административного или иного характера и других результатов интеллектуальной деятельности. Функционирование инновационного процесса имеет воспроизводственный характер. Жизненный цикл нововведения выражает динамику взаимодействия инновационного процесса с его вещественной и социальной средой. Он характеризует, с одной стороны, уровень развития инновационного процесса, а с другой - степень удовлетворения потребностей людей в данном новшестве, а также эффективность нововведения для участников инновационного процесса.
Нововведение представляет собой глубоко противоречивую систему. Ее сущность составляет инновационная, т.е. творческая и во многом уникальная деятельность, однако, раз возникнув, она затем начинает воспроизводиться по имеющимся или новым, ею самой создаваемым механизмам репродуцирования. Со временем эти механизмы и сами новые способы деятельности становятся привычными для данного сообщества людей, т.е. конкретная инновационная деятельность рутинизируется (если еще раньше она не прекращается вовсе из-за се быстрого насыщения или исчезновения вызвавшей ее потребности, а также устаревания). Неизбежная рутина и, следовательно, относительная кратковременность каждого конкретного нововведения составляет внутреннее его противоречие. Противоречиво и соотношение между двумя основными типами инновационной деятельности: радикальной (создание
принципиально новых способов и продуктов деятельности) и совершенствующей (поэлементное улучшение способов и продуктов деятельности). С одной стороны, после того как радикальное нововведение