Ви є тут

Социальные факторы формирования здоровья школьника : На примере г. Улан-Удэ

Автор: 
Раднаева Дарима Бадмаевна
Тип роботи: 
На примере г. Улан-Удэ
Рік: 
2000
Кількість сторінок: 
172
Артикул:
1000273158
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ................................................ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА...................... 10
1.1. Исследование феномена “здоровье” в общественных науках ... 10
1.2. Развитие основных подходов к изучению социальных факторов здоровья человека.................................. 18
1.3. Здоровье ребенка как объект исследования социологической науки.............................................. 31
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА.............................. 38
2.1. Общая концептуальная схема воздействия социальных факторов
на формирование здоровье ребенка.................... 38
2.2. Формирование системы показателей качества жизни семьи для оценки воздействия на состояний здоровья ребенка... 45
2.3. Основные гипотезы исследования..................... 58
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ.............................. 61
3.1. Демографическая ситуация в Республике Бурятия...... 61
3.2. Состояние здоровья детей школьного возраста........ 71
ГЛАВА 4. РОЛЬ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА-ШКОЛЬНИКА................................. 79
4.1. Характеристика состояния здоровья и качества жизни семьи школьника города Улан-Удэ.......................... 79
4.2. Социально-демографические портреты семьи здорового и больного ребенка................................... 98
4.3. Оценка показателей условий жизнедеятельности семей тубинфицированных детей................................. 116
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................. 121.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................... 127
ПРИЛОЖЕНИЕ 1............................................ 140
ПРИЛОЖЕНИЕ 2............................................ 152
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. За последние несколько лет в России сложилась кризисная обстановка со здоровьем населения. Уходящее десятилетие отмечено ростом заболеваемости, смертности, падением рождаемости и бурным ростом социально обусловленных болезней. Особенную тревогу вызывает тот факт, что заболеваемость затрагивает наиболее уязвимые слои населения: детей и подростков.
А ведь здоровье населения, а тем более подрастающего поколения, считается непревзойденной ценностью общества и основным критерием его благополучия. Являясь следствием многих социально-экономических, экологических, политических, демографических, культурных, нравственных факторов, здоровье детей является и условием устойчивого развития общества, гак как для решения многих проблем, стоящих перед обществом необходим определенный уровень физического и нравственного здоровья населения.
Познание закономерностей формирования здоровья является важной научной и методологической задачей, решение которой дает возможность управления процессами здоровья. Изучение основных факторов здоровья и механизма их влияния на здоровье человека особенно актуально в современный период острого экономического и социального кризиса общества.
Республика Бурятия на сегодняшний день по социально-экономическому положению относится к депрессивным, или критическим регионам России. Формирование здоровья детей в республике, в частности, в г. Улан-Удэ, происходит под воздействием экстремальных факторов социально-экономической среды.
Таким образом, решение непростых проблем здоровья детей и подростков важно само по себе, и как одно из условий стабилизации всего российского общества.
17
здоровье, отношение человека к здоровью. Непосредственным предметом исследования в этих работах являлся анализ дифференциации самосохранительных установок и мотивов в зависимости от пола, возраста, социального положения, профессии, образования, семейного положения и т.д., а также в зависимости от целого ряда социальных и психологических особенностей. При этом особый интерес заслуживает изучение различий результатов самосохранительного поведения мужчин и женщин в сопоставлении с различиями в их установках - в целях поиска факторов, отрицательно влияющих на продолжительность жизни.
Таким образом, анализ результатов исследований феномена здоровья в общественных науках показал, что, во-первых, на сегодняшний день не существует согласия среди исследователей по поводу общепринятой дефиниции понятия «здоровье»; во-вторых, выработаны основные направления к разрешению проблемы создания «позитивного» определения здоровья; в третьих, феномен здоровья изучается на пяти основных уровнях (населения, популяции, трудового коллектива, семьи, индивида), на каждом из которых выработаны специальные подходы к оценке состояния здоровья.