Ви є тут

Социальные факторы формирования региональной идентичности в условиях современной России

Автор: 
Тумакова Ксения Евгеньевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
302631
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение...............................................................3
1 Теоретико-методологические основы исследования
региональной идентичности.............................................15
1.1 Региональная идентичность как объект социологического анализа.....15
1.2 Основные факторы формирования региональной идентичности...........51
2 Система основных факторов формирования региональной идентичности: эмпирический анализ......................................71
2.1 Влияние социально-экономического положения регионов
на региональную идентичность населения................................71
2.2 Исследование взаимосвязи статуса субъекта Федерации и характера региональной идентичности
(на примере Республики Мордовия и Пензенской области).................98
Заключение............................................................132
Список использованных источников......................................137
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется значимостью формирования региональной идентичности как для теоретического осмысления нынешнего периода развития российского общества, так и для определения парадигмы дальнейшего развития регионального и общенационального социума.
Необходимость теоретического осмысления феномена региональной идентичности в социологии особо актуализируется при обращении к российским реалиям, где одним из следствий трансформации общества в конце XX века стала регионализация российского пространства, сопровождавшаяся резким ростом регионального самосознания. С разных сторон и с различных методологических позиций исследователи пытались объяснить усиление региональной идентичности, ее мобилизационный потенциал.
Начало 2000-х гг. ознаменовалось новым этапом во взаимоотношениях Центра и регионов. Реформирование федеративных отношений изменило условия, в которых происходило формирование региональной идентичности в 1990-е годы. При этом конкуренция между регионами только усилилась, что привело к поиску в субъектах РФ неких исключительных и уникальных обстоятельств, которые выделяли бы данный регион из числа прочих, выгодно преподносили бы территорию во внешнем пространстве. Вопросы позиционирования, регионального имиджа, оценки и повышения инвестиционного потенциала региона, улучшения позитивного самоощущения регионального сообщества от проживания в данном регионе получают статус законодательно оформленных приоритетов.
Неоднозначность содержания и характера региональной идентичности определяется значительными различиями в культурной, социально-экономической, политической системах субъектов РФ, в целях и в ресурсах
3
развитие общества: система образования и экономика знаний» (Пенза, 2010); VI Международная научно-методическая конференция «Культурное и историческое наследие в образовании и науке» (Пенза, 2010); Международная научно-практическая конференция «Маркетинг территорий» (Пенза, 2010); IV Международная научно-практическая конференция «Этническое многообразие в условиях социальных трансформаций» (Пенза, 2011); V Международная научно-практическая конференция «Экономика, социология, право: новые вызовы и перспективы» (Москва, 2011).
Структура диссертационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
14
1 Теоретико-методологические основы исследования
региональной идентичности
1.1 Региональная идентичность как объект социологического анализа
Региональный аспект социальных процессов в России за последние годы стал одним из самых изучаемых вследствие глобализации и модернизации, в которые Россия была вовлечена с начала 90-х годов XX века. Начавшийся в эти же годы процесс регионализации стимулировал развитие интегративных исследований региональных проблем. Их авторы стремились преодолеть привычные рамки экономической теории, региональной экономики, экономической социологии и социально-экономической географии. Качественно новые явления, охватившие постсоветское пространство, потребовали поиска научных подходов, способных адекватно отразить и обобщить современную социальную реальность. Внешнее влияние мировых тенденций и внутренние системные трансформации страны обусловили изменения во всех сферах общественной жизни, в том числе актуализировали проблему различий между регионами и вытекающую из нее проблему неоднородности России. Переосмыслению подверглись как само понятие «регион», так и традиционная для России проблема типологизации регионов, взаимоотношения в разрезе «центр-регионы», а также проблемы регионального развития в целом и по каждому российскому региону отдельно.
В известных тезисах о будущем социологии Э. Гидденс ещё в конце 80-х годов XX века указывал, что «надо будет обратить более пристальное внимание на процесс внутренней регионализации даже самых непротиворечивых из современных государств, а также взаимосвязи этого процесса с теми формами социальной организации и социальных связей,
которые выходят за национально-государственные рамки» [29, с.67].
15