Ви є тут

Владение техническим артефактом как феномен стратификации современного российского общества

Автор: 
Худякова Ольга Александровна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
141
Артикул:
191843
179 грн
Додати в кошик

Вміст

г
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...........................................3
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ТЕХНИКА И СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО: КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
§ 1. Техника глазами классических концепций стратификации.13
§ 2. Технический артефакт как феномен социальной стратификации....41
ГЛАВА ВТОРАЯ. ТЕХНИКА В СОЦИАЛЬНОЙ ИЕРАРХИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
§ 1. Специфика стратификации переходного общества в современной
России.....................................................62
§ 2. Технический артефакт в системе критериев расслоения постсоветского общества.............................................84
§3 Владение техническим артефактом в системе критериев расслоения российского общества......................................105
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................123
ЛИТЕРАТУРА................................................128
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследовании. Сложное переходное состояние, характеризующее современное российское общество практически на всех его уровнях, ставит перед социологией ряд фундаментальных проблем, связанных с необходимостью разработки новых программ и стратегий исследования и позволяющих наметить пути выхода из сложившихся противоречий. Социальная реальность наших дней характеризуется неопределенностью и деструктуризацией многих жизненных сфер. Одной из наиболее значимых в данном контексте является проблематика социального неравенства. Резкая поляризация общества по основным показателям жизненных реалий (доход, уровень качества жизни, политическая активность и др.) выводит на первый план проблему социальной стратификации. Её обострению способствует стихийность и противоречивость дифференциации общества в переходный период, резкий рост индивидуальной и групповой мобильности, общая дестабилизация социальных структур.
Процессы стратификации современного российского общества характеризуются рядом специфических особенностей, позволяющих говорить об их уникальности, не имеющей аналогов ни в советский период, ни в сложившихся в данный момент западных реалиях. Речь идёт, в первую очередь, о неоднозначности и чрезвычайной сложности социальных трансформаций, включающих экономические, политические, психофизиологические составляющие. Одной из наиболее остро стоящих проблем являются трудности формирования т.н. «средней» прослойки общества, традиционно выполняющей стабилизирующие функции. Также на фоне общей дестабилизации серьёзную озабоченность вызывает потеря статусной идентичности. В силу чрезвычайно резкой динамики социальных изменений, быстротечности жизненных реалий выявляется проблема статусной несовместимости, когда объективное положение людей в общественной иерархии не соответствует их субъективным представлениям. Данный кризис идентичности, распространяемый практически на все сферы социальной действительности, обретает в нашей стране беспрецедентные масштабы и представлен не только на личностном, но и на более широкомасштабных уровнях. Основанная на ощущении собственного
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ТЕХНИКА И СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО: КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
§1. Техника и классические концепции стратификации
Проблематика социального неравенства и общественной иерархии получает свою концептуальную разработку ещё в античности, в трудах 11латона и Аристотеля, давших первую классическую систематизацию представлений о государстве и обществе [8,133]. К первой половине XIX века, когда социология формируется как самостоятельная область знаний и начинает обретать дисциплинарный статус, данная проблематика уже имеет за плечами солидную историю развития в сфере социально-философских исследований. Переходя в русло собственно социологии, она претерпевает ряд существенных изменений, сохраняя, тем не менее, основные тенденции осмысления.
Собственно социологическая проблематика делает акцент на реалистической интерпретации дифференциации и расслоения общества, исследование факторов, позволяющих говорить об индивидуальной и групповой идентичности, возможности соотнесения с определённой стратой. В то же время вопрос об идентичности может быть поставлен и в социально-философском ракурсе, тяготеющем к номиналистической интерпретации и ориентированном скорее на рефлексивное мышление, нежели на эмпирический материал. Подобная демаркация проводится, например, в известной работе П. Бурдье «Социальное пространство и генезис «классов», трактуемая как разрыв с тенденцией акцентировать субстанцию в ущерб отношениям [30, с. 14]. Нельзя вместе с тем не заметить, что это разграничение весьма трудно реализуемо в концептуальном плане, что проявляется, в том числе, в работах самого Бурдье, характеризующихся ярко выраженной междисциплинарной направленностью. Из всех тематических планов социологии неравенство и расслоение общества заключает, возможно, наибольший философский потенциал осмысления ещё и потому, что является основополагающим, фундаментальным:
14
именно на его представлениях базируется направленность тех или иных концепций. Применительно к русской социологии можно добавить, что здесь в силу исторически сложившихся традиций и особенностей русского менталитета данный философский акцент выражен как никогда болеё ярко. Наряду с очевидными преимуществами концептуального плана, отражающимися, в частности, в глубине поставленных проблем, это порождает ряд затруднений на понятийном уровне. Дискуссионным является, например, различие социальной стратификации и социальной структуры, социального расслоения и социальной дифференциации, класса и страты и т.д. [6, 10-16,18-22,53-56,67-69,90-97, 139-146, 175,179,192-196]. В целом дискуссии подобного рода имеют резюмирующей чертой признание того, что в настоящее время выбор, например, классовой или слоевой структуры общества зависит от выбора цели [165]. Следуя поставленной в настоящем исследовании задачи - соотнесение техники и социального расслоения в современной России — следует, на наш взгляд, принять в качестве исходного данное П. Сорокиным классическое определение стратификации как «дифференциации некоторой совокупности людей на классы в иерархическом ранге» [160, с. 302]. Являясь наиболее общим и не задающим изначально жёстких доктринальных рамок, оно в наибольшей мере соответствует анализу сложных многомерных явлений т.н. транзитных состояний обществ, к которому всё чаще относят современную российскую действительность.
По словам Т. Адорно, сущностью любой истины, в том числе и той, на которую претендует социология, является момент времени. В целом обо всех концепциях социальной стратификации можно сказать, что они в той или иной мере исторически ситуативны. Кроме того, являясь одним из наиболее древних тематических планов социального знания, неравенство и расслоение общества на каждом новом этапе своего осмысления замыкается на специфику этнических представлений об установлении порядка. Различные типоло-гизации подходов стратификационного анализа в значительной мере тяготеют к разделению на немецкую, французскую, американскую и др. социоло-