Ви є тут

Мобилизация как интегральная основа формирования профессиональных качеств обучаемых в образовательных учреждениях силовых институтов России: опыт и проблемы : по материалам социологических исследований специфики профессиональной подготовки сотрудников в у

Автор: 
не задано
Тип роботи: 
не задано
Рік: 
2007
Артикул:
557575
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ МОБИЛИЗАЦИИ КАК ИНТЕГРАЛЬНОЙ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЕМЫХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ СИЛОВЫХ ИНСТИТУТОВ РОССИИ 26
1.1 Анализ теоретических подходов к исследованию феномена мобилизации 26
1.2 Основы теоретико-методологического анализа мобилизации обучаемых в образовательном учреждении органов внутренних дел» 47
1.3 Методика и технологии социологического исследования мобилизации как интегральной основы формирования профессиональных качеств обучаемых в образовательном учреждении органов внутренних дел 66
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ МОБИЛИЗАЦИИ ОБУЧАЕМЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВЕДОМСТВЕН! ЮГО ВУЗА ВI
2.1 Мобилизующие возможности социальной политики в реализации задач образовательного процесса 81
2.2 Роль социальной среды в процессе мобилизации обучаемых
на формирование профессиональных и личностных качеств 92
2.3 Социализация личности и сс проекция на результативность мобилизации обучаемых 104
2
2.4 Менталитет обучаемого как основа формирования мобилизующих технологий в образовательном процессе вуза 118
ГЛАВА 3. ТЕХНОЛОГИИ МОБИЛИЗАЦИИ ОБУЧАЕМЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ 139
3.1 Сущность, содержание, классификация социальных технологий и основные их ведомственные особенности 139
3.2 Социальный менеджмент как технология мобилизации обучаемых на формирование профессиональных качеств жизненных сил курсантов и слушателей образовательных учреждений ОВД 158
3.3 Информационные технологии обеспечения деятельности института органов внутренних дел и процесса мобилизации обучаемых образовательного учреждения органов внутренних дел на формирование профессиональных качеств 170
ГЛАВА 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 186
4.1 Социологическая оценка состояния социального института ОВД на современном этапе и необходимость совершенствования процесса подготовки кадров 186
4.2 Состояние и особенности формирования профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел на начальном этапе и в период пребывания в образовательном учреждении органов внутренних дел 216
3
ван и и внутренних фаз реального поведения или деятельности, по его убеждению, теория переставала быть бихевиористской. Она непосредственно связана с исследованием этих процессов «внутри» поведения как целого. Стремясь определить, как сознание рождается в поведении, эта теория идет от внешнего к внутреннему, а не от внутреннего к внешнему [407. с.7-8]. Д.Г.Мид рассматривает личность как социальный продукт, обнаруживая механизм ее формирования в ролевом взаимодействии. Роли устанавливают границы подобающего поведения индивида в определенной ситуации. В процессе ролевого исполнения происходит интерноризация связанных с ролью значений. Необходимое во взаимодействии «принятие роли другого» обеспечивает, согласно Миду, превращение внешнего социального контроля в самоконтроль и формирование человеческого Я. Сознательная регуляция поведения описывается как непрерывное соотнесение представления о своей роли с представлением о самом себе, со своим Я. Я. как то, что может быть объектом для самого себя, является в сущности социальным образованием и возникает в ходе реализации социального опыта [407, с. 140). Мид выделяет в системе Я две подсистемы: «/» и «те». Если те представляет собой свойственную данному индивиду совокупность установок других, т.е. интернализированную структуру групповой деятельности, то 1 имеет автономный характер. В этом понятии отражено своеобразие реакций индивида на социальные стимулы. / является в социальной системе как бы агентом всеобъемлющего эволюционного процесса; реагируя отклоняющимся от ожиданий способом, оно вносит в структуру взаимодействия изменения, которые, суммируясь, изменяют содержание самого социального процесса, не давая ему кристаллизироваться в жесткий социальный порядок [236, с.212).
Игра социальных сил происходит внутри Я путем диалектического взаимодействия / и те, их внутреннего диалога. Ме - это как бы вопрос, задача, которую ставит общество перед Я, одновременно открывая перед ним пути стандартизированного ответа и решения. / - ответ. Мид пишет: «Каков будет этот ответ, Я не знает, и не знает никто другой. Реакция на ситуацию, какой она является в непосредственном опыте, не очевидна, и именно эта реакция консти-
37
туирует I» [407, с. 150]. Через тонкий анализ динамики человеческого Я Мид пытался уловить нерефлексивный, ускользающий от сознания самих участников, эмерджентныи момент социального прогресса.
По мнению Д.Г.Мида, во взаимодействии более важную роль играет не то или иное действие, а его интерпретация. Другими словами, как ото действие воспринимается, какой смысл (символ) ему придается. Методологическое значение данного наблюдения Д.Г.Мида заключается в том, что человек может быть мобилизован внешним актором в интересах реализации поставленных задач, приобретения социального опыта организации своих действий, выработки поведенческих навыков и умений относительно новых социальных условий жизнедеятельности, формирования профессиональных качеств в период обучения в образовательном учреждении, реализации своих жизненных потенций. Данное наблюдение подтверждается и высказываниями Г.Блумера - также приверженца символического интеракциониз.ма, указывающего на то, что люди действую! по отношению к объектам, ориентируясь, прежде всего, на значения, которые придают этим объектам. Эти значения формируются и переформировываются в процессе социального взаимодействия [377]. В то же время в теориях и Д.Г.Мида, и Г.Блумера крайне мало внимания уделяется психогенетическим факторам и бессознательным процессам в человеческом поведении, в результате чего очень сложно изучить мотивационную сторону процесса мобилизации, познать через него реальные «движущие силы» человеческого поведения.
Значительное место в изучении проблемы социального действия занимают гносеологические подходы к обоснованию теории действия классика американской теоретической социологии Т.Парсонса [411, 383].
Основная точка зрения Т.Парсонса на социальное действие складывалась на основе противопоставления чисто экономическому влиянию на ход действия институционализации ценностей. «Для нас социологическая теория есть тот аспект теории социальных систем, - писал Т.Парсоис, - который занимается явлениями институционализации образцов ценностной ориентации в социальной системе, условиями этой институционализации и изменениями в образцах, ус-
38