Ви є тут

Социальная адаптация семьи, имеющей ребенка с психическим расстройством, в условиях современной России

Автор: 
Буравлёва Екатерина Петровна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
192754
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение............................................................. 4
1. Семья, имеющая ребенка с психическим расстройством, как объект научной интерпретации.............................................. 15
1.1. Понятие семьи, имеющей ребенка с психическим расстройством ......................................................... 17
1.2. Теоретическая интерпретация социального статуса семьи, имеющей ребенка с психическим расстройством, в зарубежной социологии...................................................... 26
1.3. Эмпирическая интерпретация социальных последствий психического расстройства ребенка для семьи в российской науке ................................................................. 39
2. Процесс социальной адаптации семьи, имеющей ребенка с психическим расстройством............................................... 50
2.1. Теоретико-методологические подходы к пониманию социальной адаптации....................................................... 50
2.2. Механизм социальной адаптации семьи, имеющей ребенка
с психическим расстройством.................................... 69
2.3. Стратегии социальной адаптации семьи, имеющей ребенка
с психическим расстройством.................................... 84
3. Стратегии социальной адаптации семьи, имеющей ребенка
с психическим расстройством, в современной России................... 95
3.1. Влияние социальных структур на формирование стратегий социальной адаптации семьи, имеющей ребенка с психическим расстройством, в России...................................... 96
3.2. Типичные стратегии социальной адаптации российской семьи, имеющей ребенка с психическим расстройством (на примере эмпирического исследования)................................ 111
3.3. Реализация типичных стратегий в процессе социальной адап-
2
тации семьи, имеющей ребенка с психическим расстройством, в современной России.........................
Заключение....................................................
Список использованной литературы .............................
Приложения ...................................................
в рамках качественного исследования разработана типология стратегий адаптации данной семьи в современной России. В третьем параграфе, на основе полученных в работе данных, охарактеризованы особенности реализации стратегий социальной адаптации российской семьи, имеющей ребенка с психическим расстройством, определены перспективы и возможности изменений в данной области.
В заключении приводятся основные выводы диссертационного исследования.
Список использованной литературы состоит из 189 источников, из них 13 на иностранных языках.
В приложениях содержится информация, поясняющая основную часть исследования.
14
1. СЕМЬЯ, ИМЕЮЩАЯ РЕБЕНКА С ПСИХИЧЕСКИМ РАССТРОЙСТВОМ, КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
Психические заболевания встречаются не так редко, как это может показаться на первый взгляд. Современные исследования в данной области указывают на то, что психические расстройства достаточно широко распространены в обществе. Более того, в последнее время отмечается увеличение числа людей, страдающих психическими расстройствами. В частности, на протяжении десятилетий в Российской Федерации отмечается неизменный рост числа психически больных, которым психиатры оказывают помощь1. Это относится и к детскому населению страны. Многочисленные исследования фиксируют увеличение количества детей, получающих психиатрическую помощь. По даным последнего мониторинга состояния здоровья дегского населения в 2002 году официальная статистика представляет данные, согласно которым заболеваемость детей психическими расстройствами возросла с 637,5 на 100000 дегского населения в 1992 году до 840 в 2002 году (рост на 31,8%), распространенность соответственно с 2711,0 до 3578,9 (рост на 32%). Среди детей подросткового возраста от 15 до 18 лег темпы роста заболеваемости за 10 лет в 2 раза выше, чем среди детей 0-14 лет. Заболеваемость подростков от 15 до 18 лет возросла с 786,0 в 1992 г. до 1356,4 в 2002 году (в 1,7 раза), распространенность соответственно с 4778,5 до 5858,8 (в 1,2 раза) на 100000 детей соответствующего возраста. Значительно увеличивается число детей с тяжелыми нарушениями психики, приводящими к ограничению жезнедеятельности. Обозначилась проболема психических нарушений у детей раннего возраста. Сложившийся уровень психического здоровья детей и подростков во многом определяет ограничение возможно-
1 См.. Иванова А.А. Социальная среда и психическое здоровье населения// Социол. исслед. 199?.. №1. С.19-31; Иванова А.Е. Психическое здоровье населения: демографический аспект// Здравоохранение Российской Федерации. 1993. Х?12. С. 7-11.
15