Содержание
страницы
Введение......................................................... с. 3
Глава 1 Теоретико-методологические основания исследования
политических ценностных ориентаций....................
§1 Понятие ценностные ориентации: генезис содержания.... с.14
§2 Природа и структура политических ценностных ориен- с. 24
таций...........................................
§3 Методы фиксации ценностных ориентаций............ с.38
Глава 2 Политические ценностные ориентации сельских учите-
лей в современной России §1 Политические ценностные ориентации, определяющие с.49
политическую позицию сельских учителей.............
§2 Политические ценностные ориентации сельских учите- С.61
лей, процесс формирования которых не завершен....
§3 Ориентация сельских учителей на определенный тип ' с.76
общества........................................
§4 Ориентация сельских учителей на политические партии с.87
и их лидеров....................................
Заключение....................................................... с.109
Список использованной литературы................................. с.114
Приложения....................................................... С.131
Введение
Актуальность исследования определяется рядом причин, среди которых, прежде всего, следует назвать значимость изучения феномена ценностных ориентаций (ЦО). Как было показано в работах ряда известных зарубежных и отечественных ученых, вопросы о том, какова природа ценностных ориентаций личности, как они формируются, можно ли вести речь о комплексе ценностных ориентаций как системе, входят в круг вопросов, находящихся в центре внимания социологов, психологов, социальных психологов, педагогов.
Столь пристальное внимание, которое уделяется изучению ценностных ориентаций, связано, прежде всего, с тем, что ЦО представляют собой важнейший компонент структуры личности. В них в снятом виде присутствует весь жизненный опыт общественного субъекта, накопленный в процессе индивидуального развития. Кроме того, проблема ценностных ориентаций самым тесным образом связана с проблемой регуляции и прогнозирования поведения личности, которая имеет огромное значение не только с точки зрения «чистой» науки, но и социальной практики. Ценностные ориентации представляют собой, как отмечает Б.Г. Ананьев, тот феномен, изучая который можно понять побудительные мотивы, как отдельных индивидов, так и социальных общностей. Ценностные ориентации, если использовать выражение В.А. Ядова, с полным основанием могут рассматриваться как «приводной ремень» от социальной системы к индивиду. Поэтому, имея представления о системе ценностных ориентаций, можно делать достаточно обоснованные обобщения о степени социализации личности, о мере принятия социально-типичного тем или иным общественным субъектом.
Другая причина, обуславливающая значимость исследования политических ЦО сельских учителей - та особая роль, которую играет сельский учитель как один из активных субъектов формирования и развития системы общественных отношений в деревне. Как свидетельствует практика, сельские учителя выступают не только в качестве воспитателей молодого поколения, носителей знаний и социального опыта. На них исторически возлагалась и возлагается миссия сохранения ценностей народной культуры, пропаганда высоких моральных и эстетических идеалов, критического осмысление окружающей действительности, формирование представлений о мире, путях развития общества и т.д. Сельские учителя всегда были и являются бесспорными лидерам общественного мнения. На их точку зрения ориентировались и ориентируются сегодня как те, кто непосредственно занят крестьянским трудом, так и другие представители сельской интеллигенции - землеустроители, врачи, зоотехники, клубные работники и т.д., которые воспринимают учителя как авторитетного человека, способного
целого ряда теорий, дающих обобщенное представление о мире и месте человека в нем.
Вместе с тем, несмотря на пристальный интерес ученых к проблеме ЦО, на многолетние исследования, которые проводились и проводятся в крупнейших учебных и исследовательских учреждениях различных стран, многие аспекты проблемы ЦО остаются не до конца проясненным. Прежде всего, это относится к пониманию самого феномена, который трактуется различными исследователями далеко не однозначным образом. Анализ литературы показывает, что ряд исследователей, в частности М.К. Горшков,
Н.И Лапин, А.Ю. Чепуренко, Ф.Э. Шереги, ставят знак равенства между ценностными ориентациями и ценностями. По убеждению В.А. Ядова ЦО -элемент системы диспозиций личности, находящийся на высшем иерархическом уровне.1 Для представителей школы «Анналов», которую всегда интересовали история интеллектуальной жизни, природа ментальности и динамика ценностных ориентаций понятие ЦО заменяет собой понятие Щей как движущей силы, выработанной философами XIX века.2 В зарубежной, прежде всего англо-американской социологической, психологической и социально-психологической литературе зачастую понятие «ценностные ориентации» используется синоним понятий attitude и set. Ряд западных и отечественных авторов считают, что по своей природе ЦО близки таким феноменам как направленность личности, установки, убеждения, верования, диспозиции, что дает основание употреблять ЦО в качестве синонима понятий, обозначающих данные феномены. Клайд Клакхон в своих работах определяет ЦО как обобщенную концепцию природы, места человека в ней, отношения человека к человеку, желательного и нежелательного в межличностных отношениях и отношениях человека с окружающим миром, концепцию, определяющую поведение (людей). По мнению Фреда Стродбека ЦО являются комплексом строго определенных принципов, ведущих свое происхождение из взаимодействия элементов, разрозненных с теоретической точки зрения, которые в своем синтезе составляют магистральное направление проявлений данной культуры, ее центральную тему. ЦО детерминируют собой различные человеческие поступки и дают ответы на то, что принято называть общечеловеческими проблемами.
Существуют и другие точки зрения на природу ЦО. В данной ситуации прояснение вопроса о том, как ЦО соотносятся с понятиями «установка», направленность личности», «аттитюд» представляется не только оправданным, но и необходимым.
1 См. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л. 1979.-С.23.
2 М.Блок. Апология истории. М.Д973.-С.97.
Как уже говорилось выше, многие исследователи ставят знак равенства между понятиями « установка» и ЦО. Выясним насколько это правомочно.
Понятие «установка» было введено в научный оборот еще в 1862 году Г.Спенсером, который в своей книге «Первые принципы» писал: «Возникновение правильного мнения при обсуждении важного вопроса зависит в основном от той духовной установки, которую мы занимаем при выслушивании мнения противника. От сохранения правильной установки зависит, разбираемся ли мы в том, что истинно и что ложно».1
В социологической концепции Г.Спенсера понятие «установка» не было основополагающим. Спенсера интересовал круг вопросов, связанных с природой социологического знания , с особенностями метода социологи, поэтому ряд идей, которые были высказаны им относительно природы установки им не были оформлены в единую целостную теорию.
Первая попытка создания научной концепции установки была предпринята в конце 80-х годов XIX века немецким ученым Ланге, который вошел в историю науки как исследователь, открывший существование наличие в психики человека так называемой «моторной установки». Проведя ряд экспериментов Ланге показал, что человеку требуется меньше времени для проявления реакции на тот или иной стимул, если его внимание сконцентрировано не на стимуле, а на самой реакции. В это время человеком вырабатывается определенная установка, которая срабатывает каждый раз тогда, когда человек оказывается в сходных обстоятельствах. Приблизительно в это же время другой немецкий ученый Мюстерберг опубликовал ряд работ, где излагались основные идеи теории «действия внимания», которая базировалась на том же понимании установки. Одновременно возникла теория «моторной активности» Ферэ, где понятие установки также является центральным.
В последующем феномен установки изучался в рамках работ, выполняемых исследователями, принадлежащими к так называемой Вюрцбургской школе психологов. Они показали, что установка определяет не только время реакции, но и эффективность решения задач, задаваемых экспериментатором испытуемому. Представители данной школы пришли к выводу, что установка не является ни ощущением, ни образом, ни представлением, ни аффектом, или комбинацией данных феноменов. По их мнению, она закреплена в психике индивидов и срабатывает каждый раз, когда возникает ситуация аналогичная или близкая к той, которая была тогда, когда происходило формирование данной установки.
1 Спенсер Г. Первые принципы М., 1972.-С.49.
- Київ+380960830922