СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ВВЕДЕНИЕ.......................................................3..
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЕЖИ.............................................14..
1.1. Теоретические подходы к рассмотрению социального здоровья.1.4
1.2. Эвристический потенциал концепции жизненных сил человека
в изучении социального здоровья молодежи в условиях массового распространения социально-обусловленных заболеваний..24...
1.3. Методические и организационные основы исследования социального здоровья молодежи и его отражения в массовом сознании населения .. .42
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЕЖИ: СОСТОЯНИЕ И СПЕЦИФИКА ОТРАЖЕНИЯ В МАССОВОМ СОЗНАНИИ
НАСЕЛЕНИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ..................................58....
2.1. Специфика социального здоровья молодежи в условиях распространения социально-обусловленных заболеваний........58...
2.2. Актуализация проблем социального здоровья молодежи в массовом сознании населения Алтайского края как основа модернизации противодействия распространению социально-обусловленных заболеваний................................................9.0..
2.3. Совершенствование мер по профилактике распространения социально-обусловленных заболеваний с позиций формирования социального здоровья молодежи..............................142...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................159.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК...................................169...
ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................190.
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы диссертационного исследования
Вследствие экономического кризиса 1990-х годов в России существовавшая централизованная модель здравоохранения, основными особенностями которой были акцент на стационарную помощь, планирование на основе существующей инфраструктуры, а также ориентация на бюджетное финансирование, стала слишком дорогостоящей. В связи с низкими стартовыми возможностями вхождения в рыночные отношения большинства населения России (материальные и жилищные условия, уровень квалификации) идет эксплуатация наиболее доступного, а у молодежи нередко и единственного, ресурса - здоровья. При этом сложившаяся ситуация облегчена слабостью культурно-ценностных запретов. Снижение влияния коллективно сформулированных и ориентированных социальных норм, акцент на индивидуальный выбор и потребительскую психологию в сочетании с распространением сексуально-ориентированных образов привели к значительному изменению норм здорового образа жизни и поддержания социального здоровья.
Распространение инфекций, передающихся половым путем (ИППП), в России имеет социально обусловленный характер и является, прежде всего, результатом трансформации норм жизни. К этим явлениям относятся повсеместное распространение наркотиков, коммерциализация интимной сферы, ранние сексуальные дебюты и незащищенный секс.
На Алтае специфика решения задач по противодействию распространению социально-обусловленных заболеваний определяется рядом обстоятельств. Прежде всего тем, что Алтайский край как агропромышленный регион характеризуется значительной долей живущего здесь сельского населения. Это определяет особенности реализации профилактических программ в городе и на селе, актуализирует необходимость разработки системы мероприятий для городской и сельской местности в области поддержания и сохранения социального здоровья. Для Алтайского края характерно и то, что в 1990-е гг.
3
Н. Ефимов, В. Ковалев, В. Кузнецов, Г. Осипов, Р. Яновский и др.). Различные аспекты безопасности жизнедеятельности в обычных условиях и чрезвычайных ситуациях рассматривают Г. Авцинова, О. Колованова, 10. Мотин,
Н. Фролов и др. В работах Г. Иващенко, Е. Мощелкова, В. Рубанова и других представлены результаты исследований международной безопасности [23;25;51;65;106-107;137;220-221 и др.].
Особый интерес российских ученых в настоящее время привлекают проблемы социальной безопасности, что связано отчасти с неразработанностью этих проблем в отечественной и мировой науке. Теме идентификации современных социальных изменений и социальной безопасности посвящены исследования В. Бойкова, Н. Волгина, С. Григорьева, М. Дзлиева, О.Кашиной, А. Колесникова, В. Кузнецова, Я. Маргулян, Е. Микеладзе, Ю. Растова, Г. Силласте, А. Сухова, Р. Яновского и др. [49-55;106-107;120;153;189;220-221].
Подытоживая сказанное, обратим внимание на следующие обстоятельства. Если традиционно понятие "здоровье" осмысливалось, прежде всего, в ряду понятий медицины и социологии медицины, то сегодня этот контекст становится не единственным. В частности, все более значимым становится иной смысловой ряд, в котором это понятие сопрягается с возможностями человека, его приспособленностью к окружающему миру, физическими и психическими ресурсами, качеством его жизни, потенциалом, его жизненным миром, показателями социальной безопасности. При этом акцентируется растущая независимость человека от ограничений, задаваемых его собственной телесностью. Это ключ к пониманию социальной сущности здоровья, что напрямую выводит нас к определению понятия «социальное здоровье человека».
В определении социального здоровья сегодня преобладают два подхода: широкий общетеоретический и узкий ведомственный. В общетеоретическом плане социальное здоровье - это интегральное качество функционирования общества («общественного организма») во всем многообразии его социально-экономических, политических, культурных, духовно-нравственных и других отношений, их гармоничности и стабильности. В узкомедицинском плане социаль-
22
ное здоровье - это совокупное здоровье (физическое, психическое и социальное) субъектов общественной жизни, определяемое медико-статистическими и демографическими показателями (рождаемости, смертности, заболеваемости психическими и социально-обусловленными болезнями и медико-социальных последствий от этой группы заболеваний, инвалидности и др.).
Однако при всей разноплановости исследований мы отмечаем неполноту интерпретаций социального здоровья, отсутствие четко сформулированной системы показателей здоровья, позволяющей учесть не только индивидуально личностные, но социально-организационные, объективные и оценочносубъективные характеристики здоровья населения.
В контексте нашего исследования, представленные характеристики уровней здоровья представляются нам недостаточными. В определении социального здоровья понятие «социальное» мы трактуем как «общественноеприсущее обществу в отличие от «природного», естественного, социальное здоровье в отличие от медицинского (содержащего медицинские характеристики здоровья). Это позволяет выделить социальные отношения в самостоятельную сферу и констатировать тот факт, что именно они интегрируют материальную и духовную жизнь общества, социальной группы, отдельного индивида.
Так, социальное здоровье находит отражение в массовом сознании населения, особенности которого проявляются в оценках уровней здоровья. Общественный уровень харакгеризуется оценками здоровья в массовом сознании, уровнем социального, политического, культурного и экономического развития общества, социально-гигиеническими показателями. Групповой уровень определяется специфическими характеристиками принадлежности к той или иной социальной группе, субкультурными особенностями. Индивидуальный уровень здоровья характеризуется спецификой самосохранительного поведения (стереотипные образцы поведения, информационно-познавательная деятельность) и социального самочувствия индивида (самооценка здоровья, социальная безопасность, удовлетворенность статусом, ценностные ориентации в сфере здоровья индивида).
23
- Київ+380960830922