Ви є тут

Адаптация этнических групп к социально-экономическим преобразованиям как фактор интеграции российского общества : на материалах Республики Татарстан

Автор: 
Габдрахманова Гульнара Фаатовна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2012
Артикул:
303155
179 грн
Додати в кошик

Вміст

и
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ............................................... 31
1.1. Этничность и социально-экономические трансформации: исследовательский дискурс.................................. 32
1.2. Перспектива использования теорий рационального выбора
и капитала при изучении адаптации этнических групп....... 57
ГЛАВА 2. ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ РЕЗЕРВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП.............................................. 94
2.1. Роль образования и этнодемографических процессов
в этносоциальной стратификации........................... 95
2.2. Этносоциальная структура и трудовой статус этнических групп: наследие и современность.................................. 113
2.3. Социальные перемещения в этнических группах
в 1990-2000-е гг.......................................... 143
ГЛАВА 3. ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОРИЕНТАЦИЙ....................... 158
3.1. Восприятие социально-экономических реформ
представителями этнических групп.......................... 158
3.2. Этносоциологический и кросскультурный анализ
социального капитала...................................... 190
3.3. Влияние ценностных ориентаций
на экономическое поведение этнических групп:
на примере студенческой молодежи.......................... 220
ГЛАВА 4. КУЛЬТУРА КАК РЕСУРС АДАПТАЦИИ
ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП К ТРАНСФОРМАЦИОННЫМ
ИЗМЕНЕНИЯМ................................................ 241
4.1. Татарский язык на современном рынке труда
Республики Татарстан.................................... 242
4.2. Особенности социально-экономических взглядов верующих 270
4.3. Рынок мясных халяль-продуктов:
символизация, акторы, дискурсы, стратегии................. 298
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................ 336
ИСТОЧНИКИ................................................. 351
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................... 355
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.............................................. 390
ПРИЛОЖЕНИЕ 2............................................ 457
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.............................................. 471
4
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Влияние социально-экономических преобразований на жизнь населения Российской Федерации и реакция последнего на реформы становятся одной из центральных проблем современного российского общества. Адаптационные процессы приобретают особую актуальность в связи с тем, что дальнейшее развитие России невозможно без ориентаций на инновационные процессы и потенциальной готовности к ним разных социальных групп.
Российская Федерация - многонациональная страна. Вопреки прогнозируемому «столкновению цивилизаций» (С. Хантингтон), в постсоветский период в целом ряде российских регионов социально-экономическая адаптация соседствующих этнических групп, различающихся по историческому наследию, религии, языку, культуре и сохраняющих этнические чувства1, прошла достаточно бесконфликтно. В этой связи основное внимание должно уделяться социологическому анализу позитивного опыта адаптации этнических групп с отличающейся культурой, позволяющий рассмотреть благоприятный потенциал этничности и межэтнического взаимодействия для интеграции российского общества. Значимость единства подчеркивается руководством Российской Федерации. В выступлении по случаю празднования Дня народного единства 4 ноября 2011 г. Президент РФ Д.А. Медведев специально обратил внимание на интеграционный потенциал гражданской общности как нравственную опору современной инновационной экономики, технологиче-
1 По данным репрезентативных этносоцнологнческих исследований, проведенных под руководством JI.M. Дробижсвой, на рубеже 1990-2000-х гг. более половины русских, татар и якутов, присоединилось к мнению, что «современному человеку необходимо ощущать себя часгыо своего народа». И число людей с такими установками растет. См.: Дро-бижева Л.М. Потенциал интеграции в условиях возрастающего социального многообразия национальностей // Социальное неравенство этнических групп: представления и реальность: авт. проекта и отв. ред. J1.M. Дробижева. М.: Academia, 2002. С. 447.
1
47
- характер профессионально-статусных и образовательных притязаний;
- принятое в культуре распределение ролевых функций, закрепленных за половыми, возрастными и социальными группами населения1.
Соглашаясь с исследователями в том, что ценности являются важным ключем к пониманию процессов социального развития, автор диссертационной работы считает их не единственным параметром изучения адаптативных практик. В условиях глубоких социальных трансформаций, которые проходят в России, говорить о существовании саморегулирующихся социальных систем, стремящихся к равновесию, становится весьма затруднительно. Помимо ценностной системы - как структуры по отношению к группе, необходимо привлечь дополнительные основы понимания процессов социального развития этнических групп в новой рамке экономических отношений.
Начнем с того, что обозначим очевидную вещь - с точки зрения социологии адаптация проходит в социальном пространстве. П. Бурдье определяет социальное пространство как «ансамбль невидимых связей, тех самых, что формируют пространство позиций, внешних по отношению друг к другу, определенных одни через другие, по их близости, соседству или по дистанции между ними, а также по относительной позиции...» . П. Штомпка обращает внимание на то, что это не устойчивое состояние, а комплекс не останавливающихся процессов, понимаемых как поток событий3. Важное пояснение дает В. Ильин: «Социальное пространство - это силовое поле, создаваемое взаимодействующими индивидами и их практиками, но вместе с тем имеющее свое особое, системное качество, отсутствующее в самих индивидах (например, государство, право)»4. Исследователь относит к социальному пространству обычаи и мораль. Они также могут быть в каких-то ситуациях этнически маркированы. В индивидах проявляются лишь элементы того или
1 Шкаратан О.И., Карачаровский В.В. Русская трудовая и управленческая культура // Мир России. 2002. № 1. С. 9.
2 Бурдье П. Начала. Choses Dites / Пер. с фр. H.A. Шматко. М.: Socio-Logos, 1994. С. 185.
3 Штомпка П. Социология социальных изменений. М.: Аспект Пресс, 1996. С. 26.
4 Ильин В. Социальное неравенство. М.: Институт социологии РАН, 2000. С.26.
48
иного силового поля в виде усвоенных социальных ролей и ценностей. Социальными полями называют участки с относительно высоким уровнем взаимодействия индивидов. Таким образом, по В. Ильину, этнополе - это часть социального пространства. Существенно и то, что это пространство не имеет четких границ, оно открыто, и взаимообусловленность и функциональность в нем необязательны.
В центре внимания автора диссертационной работы - этнополе. Автор, вслед за Л.М. Дробижевой, под понятием «этнополе» понимает с одной стороны, относительно устойчивую, подвижную, меняющуюся часть социального пространства, «конфигурацию социокультурных процессов, практик (структуру)», а с другой — результат социального конструирования самими людьми, приобретающий характер структуры по отношению к входящим в этнополе индивидам1. Что входит в этнополе? Богатый научный опыт отечественной этносоциологии показывает, что этнополе - это разнобразные этносоциальные процессы и практики - деятельность этнокультурных институтов и их лидеров, демографическое и социальное развитие этнических групп, изменения статусных ролей, ценностей, формирование идентичностей - гражданской, региональной, этнической, межэтническое взаимодействие и т.д. Именно эти структурные компоненты этноноля, сконструированные людьми, структурируют самих людей, а данном случае способны оказывать влияние на освоение социального пространства и адаптационные процессы, протекающие среди этнических групп. Однако остается открытым вопрос - что из всего обозначенного определяет мотивы, кто определяет выбор компонентов этнополя в ходе адаптации и то, к чему должны стремиться люди?
Этот вопрос актуализируется в связи с возникновением нового понимания природы этнического феномена, согласно которому этничность носит гибкий, изменчивый, зависимый от социального контекста, характер. Процесс постоянного движения этничности ярко описывает A.B. Головнев: «...
1 Дробижева Л.М. Методологические проблемы этносоциологнческих исследований // Социологический журнал. 2006. № 3-4.