Ви є тут

Интегрированное профессиональное образование как фактор развития института образования в современной России

Автор: 
Вейс Татьяна Павловна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
300440
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..............................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ..........................15
1.1. ИНТЕГРИРОВАННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ.... 15
1.2. СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ФУНК! ЩИ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБРАЗОВАНИИ............................35
ГЛАВА 2. ИНТЕГРИРОВАННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА............55
2.1. ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ГЛОБАЛЬНЫХ
ИН ТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ............................55
2.2. ТРАЕКТОРИИ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ......................73
ГЛАВА 3. ОПТИМИЗАЦИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ................................98
3.1. МОДЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО
IТРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.......................98
3.2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНТЕГРАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА.....................122
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................141
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................146
ПРИЛОЖЕНИЕ..........................................165
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследовании. Интенсивные взаимообусловленные изменения в политико-правовой, социально-экономической и культурной сферах современного российского общества определяют приоритеты развития института образования. Возникает необходимость формирования новой образовательной среды, способствующей личностно-профессиональному росту будущего специалиста.
Данная потребность находит отражение в ряде нормативно-правовых документов, определяющих основные направления политики государства в области профессионального образования. Так, в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»1, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р, установлены следующие целевые ориентиры развития института образования: формирование сети научно-образовательных центров мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы; развитие интегрированных инновационных программ, решающих кадровые и исследовательские задачи развития инновационной экономики на основе интеграции образовательной, научной и производственной деятельности; становление системы привлечения работодателей к созданию образовательных стандартов и аккредитации образовательных профамм; формирование национальной квалификационной структуры с учетом перспективных требований профессиональной мобильности граждан и др.
Обозначенные ориентиры актуализировали решение ряда проблем профессионального образования, наиболее важные из которых: структурнофункциональный дисбаланс рынков труда и образовательных услуг;
1 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской <Редерации на период до 2020 года (Электронный ресурс] - Режим доступа:
Ьнр^,\у«,.Ьи5(пе85ргауо.ги/Оосит/Оосит8Ьо\у_ОоситЮ_145082_Оосит18Рг]п1 Page_2.html. Загл. с экрана
16
Теоретическим основанием для анализа проблем развития интегрированного профессионального образования и его инновационных аспектов избрана методология институционального подхода. Применяемый в рамках социологической науки институциональный анализ направлен на выявление роли и места образования в совокупной системе общественных отношений, устанавливает степень адекватности выполняемых им функций потребностям социальной системы в целом, а также определяет характер взаимосвязей между системой образования и другими социальными институтами.
Институциональный подход позволяет рассматривать образование как элемент системы общественных отношений, взаимодействующий с другими элементами, нацеливает на изучение образования как определенной устойчивой, но динамичной формы организации общественной жизни в сфере обучения, воспитания, профессиональной подготовки. Он предполагает анализ деятельности и взаимодействия социальных общностей в сфере образования, определенным образом организованное для достижения целей и выполнения задач образования, а также направлен на выявление способов проявления противоречий, как в самой сфере образования, так и за се пределами, и поиск новых путей их разрешения.
Анализируя формирование институциональных характеристик образования, английский социолог Э.Гидденс обращает внимание на то, что в качестве социального института образование сложилось не сразу, а как результат укоренения в общественной жизни спорадических связей с целью передачи знаний и их трансформации- в постоянные и глубокие социальные отношения между участниками образовательных взаимодействий, что было обусловлено соответствующими социальными потребностями.
Институциональная структурированность образования находит свое выражение не только в социально обусловленной функциональной заданности образовательных процессов, но и в наличии совокупности признаков, присущих
17
социальному институту как таковому. Поэтому в первую очередь необходимо выделить следующие признаки социального института:
1. Наличие строго определенного реестра прав, обязанностей и функций агентов институционализированного взаимодействия.
2. Детерминированное наличием конкретного набора прав и обязанностей разделение труда и профессионализация выполнения функций агентов, т.е. формирование административных уровней ответственности и функциональных единиц.
3. Обезличенный, деперсоиифицироваиный тип регламентаций социальных взаимодействий. Речь в данном случае идет о том, что в контексте институционального пространства, характеризуемого регулярностью и самовозобновляемостыо социальных связей, действующему субъекту необходимо взять на себя конкретные деиндивидуализированные права и обязанности, и тем самым обеспечить соответствие своей деятельности адекватным данному институту социальным стандартам поведения.
4. Наличие не просто механизмов регуляции, направленных на стабилизацию, упорядочение социальных связей, по и комплекса обязывающих доминант в виде совокупности норм - фиксированных и однозначно интерпретируемых эталонов поведения, адресуемых всем участникам социальных взаимоотношений. .
5. Материальный компонент социальных институтов находит свое выражение в наличии учреждений, выполняющих определенные социальные функции. Именно в рамках учреждений организуется деятельность по реализации целевого предназначения того или иного социального института, осуществляется контроль за этой деятельностью, управление ею.
Институт образования включает следующие компоненты:
- органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации;