Ви є тут

Роль потребления наркотиков в структурации социальных отношений

Автор: 
Дмитриева Александра Владимировна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2012
Артикул:
305675
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение 3
Глава 1. Принципы структурации современного общества 19
1.1. Потребление как фактор структурации современного общества 19
1.2. Включение/исключение как принцип структурации ! 32
Глава 2. Социальное пространство потребления наркотиков: макро- и 53 мезо- уровни
2.1. Структурация социального пространства потребления наркотиков 53
2.2. Структурация социального пространства через криминализацию 100 потребления наркотиков
Глава 3. Структурация социальных отношений на микроуровне 121 пространства потребления наркотиков
3.1. Дифференцированные потребительские поля и практики потребления 121 наркотиков
3.2. Особенности влияния «слова» государства па формирование отношения 153 к потреблению/потребителям наркотиков
3.3.Потребление наркотиков как стилизирующий/структурирующий фактор 188
повседневности
Заключение 213
Литература 229
Приложения
Приложение 1. План проведения фокус-группы 253
11риложение 2. Гайд биографических интервью с потребителями наркотиков 253
Приложение 3. Гайды экспертных интервью 254
Приложение 4. Классификация наркотиков по версии журнала «The Lancet». 255
Пояснения к нашему исследованию
Приложение 5. Перечень отдельных видов профессиональной деятельности и 257 деятельности, связанной с источником повышенной опасности, на занятие которыми устанавливаются ограничения для больных наркоманией
I
Приложение 6. Различные уровни и поля в пространстве потребления 260 наркотиков
Приложение 7. Пример транскрипции экспертного интервью 262
Приложение 8. Пример транскрипции фокус-группы 271
Приложение 9. Пример транскрипции интервью с наркодилером («кейс Г.») 284
Приложение 10. Отрывок из полевого дневника (как пример фиксации 290 включенного/невключенного наблюдения
Приложение 11. Список информантов, участвовавших в исследовании 306
Приложение 12. Карта мирового наркотрафика 308
Приложение 13. Пример категориального аппарата «компетентных 309 потребителей»
3
I
мысль московского социолога N4. Черныша, утверждая, что: «когда
недостаток материальных благ и нехватка ресурсов утрачивают первостепенное значение, на передний план выходят цели их использования, которые передаются в ходе социализации, но которые не установлены раз и навсегда. Тем самым открываются новые возможности для «стилизации»
I
собственной жизни, а причисление себя и других к тому или иному стилю жизни приобретает все большее значение»15.
Выделяя в качестве одной из основных черт современного общества процессы стилизации повседневных практик, необходимо также ввести понятие «образа» жизни/потребления. Следуя нашей логике, согласно которой «стиль» становится антиподом статуса,! образ, который является продолжением стиля, скорее выступает синонимом статуса. «Категория образа потребления очерчивает область необходимого, принудительного поведения46». Так и статус, изначально существующий как навязанная полем позиция в социальном пространстве, и, следовательно, для «сохранности» требующая «аккуратного» исполнения переданной по наследству или приписанной социальной роли. «Образ жизни и потребления — это необходимость, выскочить за пределы которой можно, лишь покидая пределы поля, породившего соответствующие формы жизнедеятельности»17. Потребление разных видов наркотиков создает разные условия для перемещения внутри континуума стиль/образ жизни, основанного на разной степени потенциала зависимости от них, и формирующего разные уровни габитуса - от легко меняющеюся до радикального. Протяженность такого «пути» может быть совершенно разной и зависеть не только и не столько от количества употребляемых наркотиков, сколько от степени включенности в это потребительское пространство и обладания доступа к его ресурсам.
,5 Бергер П.А. Индивидуализация и изменение значения социальных неравенств - недопонимание п предложения по его устранению Н Социальное неравенство. Изменения в социальной структуре: европейская перспектива/под ред. В. Воронкова, М. Соколова. - СПб : Алстсйя, 2008. С. 13
Ильин В.И. Поведение потребителей. - СПб.: П1гтср, 2000. С. 46.
А' Там же.
30
«Очутившись в условиях рыночного изобилия, бывшие «советские люди» еще некоторое время должны были «учится потреблять», г.е. выработать адекватную новым условиям манеру тратить деньги. Возможно, анекдотические примеры демонстративного (символического) потребления «новых русских» могут служить иллюстрацией этих поисков стиля. Отсюда впоследствии возникает общество чрезмерного потребления и первичные ошибки потребления, связанные с переходом к изобилию и «экономике
~ 48
желании» .
Этот переход связан не только с тем, что «рухнувшее» общество дефицита требовало восполнения запасов пеиспробованного, но и с тем, что потребление из способа удовлетворения базовых потребностей становится способом обмена символами отличия и превосходства. Потребляется не товар, а знак отличия. Но постоянно производимые знаки отличия, в конечном счете, исчерпывают свой «различительный» потенциал, не всегда успевая за технологическим процессом.
Общество потребления представляется постоянной гонкой за знаками отличия, которые может уловить только «профессиональный» потребитель, касается ли это продуктов, услуг или технологий. Истинный потребитель обязан усваивать «на лету» передовые «ценности» современного общества. Например, важно не только вовремя осуществить переход на модный Apple, но и постоянно обновлять «парк» «яблочной» продукции. Человек быстро становится аутсайдером, если не проявляет этих качеств. Во-первых, он не усваивает технологии, что означает его исключение из растущего круга «освоивших», где-то большинства. Во-вторых, он играет не по правилам общества, в котором чтобы сохранять свой социальный статус, нужно потреблять, и потреблять постоянно новое, обычно заметно для других.
Потребление наркотиков как процесс, разворачивающийся в России особенно активно в последнее двадцатилетие, уже давно привлекает интерес
13 См., например: Абалкина Т. Экономика желаний а современной «цивилизации досуга» // Отечественные записки - 2005. - Л'“ 4. URL: htip://magazincs.russ.ru/oz/2005/4/2005_4_l0.htmI Дата обращения: 03.04.2011.
I 31