2
Содержание
Введение..................................................... 3
Гл. I Социальная реклама как информационно-коммуникационное
образование.................................................... 15
Гл. II Тенденции становления социальной рекламы как части государственных коммуникаций Республики Башкортостан............. 45
Гл. III Социальная реклама и бизнес в Республике Башкортостан:
современные тенденции взаимоотношений.......................... 90
Гл. IV Тенденции становления социальной рекламы в деятельно- 115
сти некоммерческого сектора Республики Башкортостан............
Заключение................................................... 147
Список использованной литературы............................. 154
3
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена, прежде всего, тем, что поиск альтернативных методов борьбы с различными формами социального зла - одна из приоритетных задач современной цивилизации. У социальной рекламы, которая во всем мире используется как вид коммуникации, ориентированный на привлечение внимания к самым острым проблемам общества и его нравственным ценностям, в России и ее регионах есть огромный потенциал формирования общественного мнения, что весьма необходимо нынешнему российскому социуму в его противодействии многочисленным социальным недугам.
Сегодня особая востребованность социальной рекламы в России связана с настоящими и будущими глубокими реформами в стране. Стремительное развитие рыночных отношений и всесторонние трансформации в обществе привели к эрозии и кризису многих социальных связей. Социальное нездоровье проявляется в росте преступности, социальной апатии, потере веры в свое будущее и будущее Отечества, неблагополучии семьи, увеличении количества разводов и детей-сирот, психических и соматических заболеваний и многом другом. Нередко люди пребывают в растерянности. В обществе происходит резкое имущественное расслоение, к которому общество еще не готово. Часть людей обречена на нищенское существование. Социальная нестабильность порождает озлобленность и агрессивность в социуме.
В данной ситуации приобретают большее значение и актуализируются современные коммуникативные инструменты, с помощью которых общество и его социальные институты стремятся обеспечить как гомеостазис общества, так и личностное равновесие. Социальная реклама способствует социальной поддержке населения, восстановлению гуманистических отношений между людьми и на этой основе - развитию новых общественных связей и построению гражданского общества. Состояние Российского государства свидетельствует о том, что страна остро нуждается в социальном оздоровлении.
15
Глава!
СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА КАК ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Прежде чем обратиться к проблематике собственно социальной рекламы, необходимо определить сущность рекламы как таковой.
Согласно словарю иностранных слов «реклама» (от лат. гес1атаге - «выкрикивать»), - это информация о товарах, различных видах услуг и т.п. с целью оповещения потребителей и создания спроса на эти товары и т.п.42
Схожее определение содержится в словаре «Язык рынка»: «Реклама - это информация о товарах и услугах с целью оповещения потребителя и создании спроса на эти товары и услуги, способы и формы доведения до заинтересованных лиц информации о реализуемых товарах и услугах, преследующие целью вызвать к ним интерес потребителя и предоставить ему необходимый набор сведений о свойствах объекта реализации».
В свою очередь словарь русского языка определяет рекламу как «Оповещение различными способами для создания широкой известности кому или чему-нибудь с целью привлечения потребителей, зрителей и т.п.»44
А. Любимов делает акцент на платности сообщения в рекламе: реклама -это сообщение, предназначенное для некоторой заранее определенной группы населения, оплаченное конкретным заказчиком и имеющее целью побудить эту группу к конкретным желательным для заказчика действиям.45
Однако в статье 2 Закона Российской Федерации “О рекламе”, определяющего понятие “реклама”, опущено упоминание о непременной платности
12 Словарь иностранных слов./Отв. Ред. А.Г.Спиркин, И.А. Анчурин, Р.С.Карпинская и др. - М., 1987. - С. 426.
43 Язык рынка // Отв. ред. Б. А. Райзберг. — М., 1991, С. 12.
4: Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под редакцией члена-корреспондента АН СССР Н.Ю.Шведоной. 20-е издание, стереотипное. М.: «Русский язык», 1988, С. 551.
IS Любимов А. А. Реклама и рекламный бюджет. Классификация видов рекламной деятельности. ЗАО Издательство "Мегаде»гта», Екатеринбург, 2001.
16
рекламного феномена, определяемого как: “Реклама, распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерэ/сивать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям или начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний”46. Фактически та же формулировка подтверждена в Законе «О
4*7
рекламе» от 2006 года.
Американская маркетинговая ассоциация и Международная рекламная ассоциация48 понимают рекламу как «любую оплаченную, не носящую личного характера форму представления и продвижения идей, товаров и услуг, вполне определенным спонсором». Причем маркетинговая ассоциация выделяет четыре отличительных признака рекламы:
1. Является оплаченным представлением (товаров и услуг);
2. Является представлением, не носящим личного характера;
3. Продвигает конкретные идеи, товары и услуги с помощью СМИ и других каналов коммуникации, рассчитанных на широкую публику;
4. Обязана сообщать точные сведения о спонсоре, оплачивающем рекламу, - будь то отдельное лицо или организация.49
Реклама имеет свои целевые аудитории, но не способна учитывать личностные особенности каждого потенциального клиента, рекламе присуще массовое воздействие на поведение людей.
4Й Федеральный Закон Российской Федерации от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламс»//Российская газета, 25.07.1995 г.
47 Федеральный закон Российской Федерации от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» //Российская газета, 15.03.2006 г.
48 Международная рекламная ассоциация (International advertising association) ІЛЛ объединяет корпоратив-ных и индивидуальных членов, представляющих наиболее известные структуры, действующие на мировом и российском рекламном рынке. [Электронный ресурс] Официальный сайт Международной рекламной ассоциации. - Режим доступа: http://www.iaarus.ni.
49 Джугенхаймер Дональд У., Уайт Гордон И. Основы рекламного дела; Учебник: Пср.с англ. - Самара: АООТ ’’Корпорация "Федоров", 1996, С. 156.
- Київ+380960830922