и
Оглавление
Введение......................................................... 3
Глава I. Теоретические основы социологического анализа профориентации и профессионального самоопределения студенческой молодежи средней профессиональной школы
1. Профориентация и профессиональное самоопределение как социальное явление и социальный процесс................................... 14
2. Студенческая молодежь среднего профессионального образования как социальная группа.............................................. 36
Глава II. Профориентации и профессиональное самоопределение студенческой молодежи средней профессиональной школы в условиях социальных преобразований
1. Среднее профессиональное образование как социальный институт современной России............................................. 59
2. Развитие системы среднего профессионального образования в Пермском
крае............................................................... 93
Глава III. Особенности профориентации и профессионального
самоопределения студентов-выпускников Пермского государственного профессионально - педагогического колледжа
1. Характеристика Пермского государственного профессионально-педагогического колледжа. Выборка исследования................ 110
2. Факторы, влияющие на профориентацию и профессиональное самоопределение............................................... 118
3. Молодой специалист о своей специальности (профессии) в
профессиональной деятельности...................................... 137
Заключение ...................................................... 141
Список литературы................................................ 147
Приложение Л.............................................................. 163
Приложение Ь.............................................................. 175
Приложение В.............................................................. 176
Приложение Г.............................................................. 185
Приложение Д.............................................................. 187
Введение
Современные социально-экономические условия российского общества существенно изменили подход к процессу профориентации и профессионального самоопределения студенческой молодежи.
Студенческая молодежь - динамично развивающаяся социальная группа, активно участвующая в процессе воспроизводства социально-профессиональной структуры общества. Усложнение производственных процессов, бурный научно-технический прогресс повышают значение данной социальной группы в современном обществе [33].
Современная система отечественного образования ориентирует молодежь на активный поиск инновационных условий для профессиональной самореализации. Усиление условий конкуренции на рынке труда отчетливо обострило общественную потребность в разрешении проблемы профессиональной ориентации студенческой молодежи и вызвало необходимость в мотивационной структуризации процесса самоопределения. Рыночная экономика не только создает условия свободного действия каждого человека, но и предъявляет к нему высокие требования - умение самостоятельно выбирать, готовность к непредсказуемым ситуациям. Решение проблем подготовки человека к осознанному профессиональному самоопределению становится жизненно необходимым [32].
Проблема профориентации как общественная проблема проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. По своему назначению система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии [156, с. 84-89].
В постсоветский период на смену ранее существовавшим механизмам трудового воспитания студентов и формирования основ социально-экономического поведения приходят новые механизмы, влияющие на процесс профориентации и профессионального самоопределения. Это обусловлено, с
19
осуществляется знакомство учащихся с различными видами трудовой деятельности. Таким образом, своевременно решается проблема их подготовки к выбору профессии с учетом личных склонностей, способностей и общественных потребностей.
В профессиональной ориентации есть группа принципов, тесно связанных между собой:
- связь профориентации с жизнью, трудом, практикой, предусматривающая оказание социальной помощи человеку в выборе его будущей профессии в органичном единстве с потребностями народного хозяйства в квалифицированных кадрах;
- связь профориентации с трудовой подготовкой обучающихся - это принцип, предусматривающий хорошую постановку трудового воспитания и обучения. В отрыве от трудовой подготовки профориентация приобретает черты абстрактности, оторванности от практики, от общих задач трудового и профессионального становления личности;
- взаимосвязь образовательного учреждения, семьи, базового предприятия, профессиональных учебных заведений и общественности в профориентации обучающихся предусматривает тесный контакт по оказанию помощи молодым людям как в выборе профессии, так и в профессиональном становлении личности. При этом предполагается усиление целенаправленности и координации в их совместной деятельности, где профориентация носит воспитывающий характер. Этот принцип состоит в необходимости осуществления профориентационной работы в соответствии с задачами формирования гармоничной личности, в единстве трудового и профессионального воспитания;
- взаимосвязь диагностического и воспитательного подходов к проведению профориентационной работы - принцип, предполагающий недопустимость противопоставления одного подхода другому.
Каждый из принципов реализует свои задачи. Поэтому необходим дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся - в зависимости от возраста и уровня сформированное™ их профессиональных интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, уровня успеваемости. Дифференциация учащихся по группам позволяет точнее определять средства
20
воздействия на них, которые, будучи эффективными в одной группе, могут оказаться неэффективными в другой. Дифференциация создает условия для реализации индивидуального подхода - оптимального сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с обучающимися и их родителями, утверждающие необходимость использования разных форм, отхода от традиционно используемых одних только массовых форм; усиления внимания к сбалансированному сочетанию всех форм работы; соответствия содержания форм и методов профориентационной работы потребностям профессионального развития личности и одновременно потребностям района (города, региона) в кадрах определенных профессий и требуемого уровня квалификации [144, с. 102].
В качестве методологической и организационной основы развития и совершенствования системы профессиональной ориентации мы выбираем принцип системности, отражающий межведомственный, государственный подход к развитию и совершенствованию системы профориентации и самоопределения. Профессиональная ориентация становится специализированной социальной практикой, одним из способов регулирования социального поведения студенческой молодежи и средством стабилизации социальной системы. Этот момент делает профессиональную ориентацию зависимой от общественного понимания ее значения в социальных процессах.
В связи с этим рассмотрим профориентационные факторы. Их можно условно разделить на три группы: а) внутренние, личностные; б) внешние, непосредственно влияющие на личность и ее профессионально-трудовое самоопределение; в) общая ситуация профессионального самоопределения.
К первой группе факторов относятся:
- мотивация индивида (осуществляющего выбор профессии, учебного заведения и сферы занятости);
- способности, задатки индивида;
- уровень общеобразовательной подготовки;
- трудовая подготовка;
- социально-демографические характеристики.
Вторую группу факторов определяют:
- Київ+380960830922