Оглавление,
89
с
Введение............................................. 3
Глава 1. Граждаискаи пассивность как социальный
феномен......................................... 15
1.1. Теоретико-методологические основы изучения гражданской пассивности............................. 15
1.2. Понятие и источники гражданской пассивности 35
1.3. Статический и динамический анализ феномена гражданской пассивности..................... 66
^ Глава 2. Специфика проявления феномена гражданской
Ф пассивности в современной России.............
2.1. Типы гражданской пассивности и факторы, обусловливающие специфику проявления гражданской пассивности в современной России........................
2.2. Социологический анализ проявления гражданской пассивности в современной
^ России (на примере Челябинской области)....
9 2.3. Пути и условия снижения уровня гражданской
пассивности................................
Заключение...........................................
Список использованных источников и литературы........
Приложения...........................................
89
113
138
157
168
182
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В период кардинальных для России социально-экономических, политических и культурных преобразований, направленных на создание подлинно демократического, правового, социально ориентированного государства, важно вовлечь в этот процесс максимально большее количество граждан страны. Наибольшая эффективность наметившегося метасистемного перехода социума может быть достигнута только при условии поддержания высокого уровня сплоченности общества, при сохранении контроля со стороны формируемого гражданского общества за органами государственной власти.
Серьезным препятствием на пути комплексных социокультурных изменений является высокий уровень гражданской пассивности россиян. Он проявляется в том, что значительная часть членов социума не пользуется своими гражданскими правами и свободами, не принимает участие в выборах различного уровня, мало интересуется политической жизнью страны и, как следствие этого, плохо понимает суть происходящих в обществе перемен.
При относительной изученности явления гражданской активности феномен гражданской пассивности изучен недостаточно, в то время как именно он выступает в качестве важного фактора, обуславливающего характер и интенсивность социально-политических процессов в России, являясь одним из главных препятствий в осуществлении демократических реформ и становлении гражданского общества. Изучение феномена гражданской пассивности, выявление его природы и особенностей в современном российском обществе позволяет выработать адекватную оценку его роли и разработать механизм нейтрализации издержек действия данного фактора.
Наше время характеризуется как период утраты целого ряда идеалов и авторитетов, время культурной фрагментарности, разрушения социальных границ, коренного изменения общественной структуры и социальной стратификации. Проблемы идентификации и самоидентификации особенно злободневны для нынешнего общества переходного периода. Ведь адекватное осознание че-
Иное представление о происхождении и социальных аспектах власти и всей системы политических отношений рождается в древнегреческой социально-философской традиции, исходящей из самой практики общественных отношений. Нам особенно интересно обратится к взглядам тех мыслителей, которые жили и рефлексировали в условиях первой формы демократии - древнегреческого полиса. Уже в «Пармениде» Платона тезис о господстве и подчинении получает освещение не только в политическом, но и в социальном измерении - как «отношение человека к человеку». Рациональное осмысление власти и политического господства и подчинения уже содержит в себе необходимость изучения содержания форм власти, ее иерархии и истоков. Следуя за мыслью Платона, мы непременно должны сделать вывод о том, что изменение формы власти меняет содержание всей системы политических отношений в целом и отдельных ее элементов в частности. Из этого вытекает то, что целесообразность гражданской пассивности, ее уровни и формы меняются при переходе от тирании к олигархии, или от конституционной монархии к демократии.
В «Политике» Аристотеля уже преобладает мысль о механизме власти, се уровнях и формах. Апелляции к божественной сущности власти уступают место тезису о законах как о высшей форме власти, стоящей над народной массой и правителем. «Разведение» верховной власти внеперсонального законодательства и государственного управления приводит Аристотеля к выводу о двух формах власти - господской и семейной с одной стороны и общественной с другой1. Именно такое разделение положено в основу политической концепции Аристотеля, согласно которой «нормальная» демократия та, в которой от власти удалены все худшие, а демос исполняет роль конституционного монарха, который царствует, но не управляет, обладает «высшей властью», но государственную деятельность поручает сведущим людям из числа хорошо воспитанных и благородных аристократов, а там, где
л
это необходимо, богатым людям из числа крупных собственников .
1 См.: Аристотель Афинская полития. Государственное устройство афинян. М.: Соцэктиз, 1937.
2 Давыдов Ю.Н. Архетип социальной теории, или социология «Политики». // Полис. 1993. № 4. С. 109.
Из концепции политики Аристотеля, напрашивается вывод о том, что преодоление гражданской пассивности в условиях развитой демократии вовсе не означает «перехвата» народными массами всех функций правящей элиты. Гражданское участие в политической жизни народа благотворно влияет на власть, но оно не должно посягать, в терминологии синергетики, на иерархичность и неравновесность социальной системы как условие существования и развития любого сложноорганизованного организма.
В эпоху становления христианского богословия и христианской культуры в целом сохраняется троичная иерархия проявления власти: воля Бога и заповеди; духовная власть Церкви, покоящаяся на единстве веры и принципе авторитета; светская власть и светские законы, покоящиеся на принципах принуждения и насилия. Собственно и гражданская пассивность, исходя из этого, может восприниматься либо как покорное следование заповеди, либо как добровольное подчинение слову Церкви, либо как вынужденное признание невозможности сопротивления превосходящей силе господина.
Концептуальные идеи Реформации стали базой, на основе которой в Новое время развивается понимание государственной власти и порождаемой ею системы политических отношений как целесообразного механизма. Аристотелевская идея «естественного» происхождения государства получает развитие и обоснование, но уже на более высоком уровне осмысления в теории «общественного договора» Т. Гоббса. Политическое неравенство как неотъемлемая характеристика общественных отношений, по Гоббсу, является данностью, но не заданностыо, она требует постоянного напряжения для своего поддержания, организации соглашения каждого человека с другими людьми. Следуя логике Гоббса, мы должны признать то, что гражданская пассивность -это побочный продукт «общественного договора». Но се уровень не может оставаться неизменным, так как динамика общественных отношений все время испытывает на прочность этот договор1.
1 См.: Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. // Избранные произведения в 2-х томах. Т.2. М.: Мысль, 1964.
- Київ+380960830922