Ви є тут

Социальная эксклюзия семей, имеющих детей-инвалидов : на примере Дальнего Востока России

Автор: 
Донкан Ирина Михайловна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
296154
179 грн
Додати в кошик

Вміст

\
Оглавление
Введение................................................................З
Глава 1 Теоретико-методологическое обоснование исследования социальной ЭКСКЛЮЗИИ...................................................................1.3
1.1. Понятие социальной эксклюзии в современной СОЦИОЛОГИИ...........1.3.
1.2. Классификация типов социальной эксклюзии.........................24.
1.3. Исторические практики социальной эксклюзии........................46
Глава 2 Социологический анализ процесса социальной эксклюзии семей,
имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе (по материалам исследования в Дальневосточном регионе).......................57
2.1 .Инвалидность как главная причина социальной эксклюзии.............57
2.2.Социально-экономическая и психологическая характеристика семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением опорнодвигательного аппарата) в современных условиях .............................63
2.3.Социологический анализ отношения населения к процессу социальной адаптации инвалидов в современном обществе...................................89
Глава 3 Способы преодоления социальной эксклюзии в современном обществе....................................................................108
3.1 .Социальная реабилитация как основной фактор инклюзии инвалидов в общество....................................................................108
3.2.0рганизационно - методические подходы к формированию территориальной модели инклюзии дстей-инвалидов в Хабаровском крае..........120
Заключение............................................................142
Библиография.........................................................1.46
Приложение.........................................................1.6.3.
2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. Новые социально-экономические отношения, сложившиеся в России в последние десятилетия, породили новые аспекты социального неравенства, новые грани социальной несправедливости. Наряду с «новыми богатыми» появляются и «новые бедные» - социальные группы, наиболее сильно пострадавшие от реформ. Одной из наиболее уязвимых социальных групп сегодня выступают семьи, имеющие детей-инвалидов, сами люди с ограниченными возможностями.
Более 500 миллионов людей по причине физических, интеллектуальных или сенсорных нарушений имеют инвалидность. Эти люди часто сталкиваются как с физическими, так и с социальными барьерами, которые исключают их из жизни общества и препятствуют активному участию в жизни социума. Такие барьеры мы и обозначили в работе с помощью термина «социальная эксклюзия».
Социальная эксклюзия углубляется в тех случаях, когда разрушается социетальность, возникает аномия и нарастает дисфункциональность социальных институтов. Это явление произошло в конце 90-х гг. XX в. в России. Трансформация социально-экономических условий жизни, поляризация доходов привела к глубокой дифференциации российского общества и негативно отразилась на состоянии практически всех хрупп и слоев населения и в первую очередь на детях, которые оказались наименее защищённой и наиболее пострадавшей категорией. Кризис повлёк за собой утрату жизненных смыслов, разрушение системы ценностей, которые задают ориентиры развития личности и общества'.
В нашей стране вся организация общественно-трудовой жизни социума практически не ориентирована на социальное равноправие здорового человека и человека с 01раниченными возможностями здоровья, в том числе имеющего ограниченные двигательные возможности. Данная проблема ведёт к развитию социальной и психической изоляции этой категории людей, а вместе с ним и членов их
? 1 АстоянцМ. С. Социальное сиротстпо: условия, механизмы и динамика эксклюзии (социокультурная интерпретация)
• : автореф. л-ра социолог, наук. Ростов-на-Дону, 2007.
$
л
I •
3
<
стратификации приходит стратификация горизонтальная. Неравенства связаны в первую очередь с дискриминацией тех или иных индивидов и семей в основных механизмах интеграции, а не принадлежностью их к заведомо бедным классам или группам (например, неквалифицированных рабочих). Акцент в преодолении этих неравенств делается соответственно не на перераспределении доходов, а на обеспечении равенства доступа к основным механизмам интеграции. Таким образом, социальная эксклюзия - это отсутствие доступа к механизмам интеграции. Автор рассматривает социальную эксклюзию как сочетание дискриминации (внешней изоляции) и депривации (недостаток материальных средств). Согласно гипотезе Н.Е. Тихоновой, в гипотетическом социальном пространстве существует определённое общественное ядро или мейнстрим, представители которого пользуются всеми социальными связями и возможностями. Следующей ступенью является область дискриминации по каким-либо причинам, а затем идет область депривации [114, 115].
В западной социологии использование термина «социальная эксклюзия» стало общеупотребительным. Б. Ра^ат в своей монографии «Бедность и социальная эксклюзия» считает бедность и социальную эксклюзию синонимами и рассматривает три варианта социальной эксклюзии, встречающиеся в Европе на сегодняшний день [156].
Общинная, или традиционная, бедность — это бедность в изначально бедных регионах, в общественных и национальных группах. При использовании понятия «традиционная, или общинная, бедность» делается акцент на изучении бедности в общественной группе, которая находится в состоянии бедности значительное время (вплоть до нескольких столетий). Это, к примеру, бедные районы городов или даже целые провинции (в Америке это пригороды, населённые цветным или латиноамериканским населением). По мнению Б. Ра1^ат, общинная бедность является одной из разновидностей социальной эксклюзии [156].
Кроме того, различаются такие варианты бедности, как бедность по инвалидности, бедность по причине безработицы.
В настоящий момент на Западе наблюдается рост общинной бедности,
16
увеличивается число районов, которые населяют неблагополучные этнические общины (афроамериканцев и выходцев из Латинской Америки), что не может не внушать беспокойства западным социологам, причём бедность возрастает и в таких богатых странах, как США, Англия и Франция. Особую тревогу вызывает то, что рост бедности продолжался в этих странах и в периоды экономического подъёма [156].
Существует и другой подход к изучению социальной эксклюзии -региональный. Данного подхода придерживаются исследования британского Центра анализа социальных эксклюзий (САЗЕ), в которых социальная эксклюзия рассматривается в региональном аспекте и в аспекте социологии городской жизни. САЗЕ определяет социальную эксклюзию как исключение личностей и групп от главной стороны активности данного общества. Социальная эксклюзия есть нечто большее, чем просто бедность. Изучение регионов Британии показало, каким образом развивается социальная эксклюзия, как важны при этом индивидуальные и региональные проблемы [156].
Региональный подход британских социологов основан на зафиксированном факте о том, что в 80 - 90 годах XX в. сильно выросла концентрация бедности в Америке и Западной Европе. Этот научный факт привёл британских социологов к выводу о том, что само проживание в бедном районе снижает удачливость человека, его способность находить более выгодную работу, происходит привыкание к культуре бедности. Состояние социальной эксклюзии в данном случае зависит и от жизненных установок человека. Ориентация на неблагоприятную работу и низкие денежные доходы из-за неуверенности в себе или других психологических установок человека тоже могут являться факторами данного явления. В отличие от общинной бедности, региональный аспект затрагивает и тех, кто просто проживает по соседству с неблагополучной общиной, не принадлежа к ней формально. Имеет немаловажное значение и такой фактор, как воздействие социальной политики. Благодаря программам социальной помощи, имеющим в западных странах общенациональный характер, у ряда социальных слоев и групп возникает привычка жить на пособие, отказываясь от реальной
17