Ви є тут

Социологический анализ процессов профессионализации в сфере сервиса

Автор: 
Бернхардт Наталья Евгеньевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2006
Кількість сторінок: 
180
Артикул:
192213
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
Введение............................................................ 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания социологического исследования сферы сервиса...........................................12
§ 1. Сфера сервиса как социально-экономическое и культурное явление 12
§2. История развития сферы сервиса в России..........................32
§3. Профессионализация как ключевой аспект институционализации
российской сферы сервиса на современном этапе развития...............47
Глава 2. Предпосылки развития системы образования в сфере сервиса. 58 § 1. Характеристика теоретических и практических предпосылок развития
системы образования в сфере сервиса..................................58
§2. Возможности применения образовательных моделей для развития процессов профессионализации сферы сервиса в России: опыт исследования
системы образования в сфере сервиса Финляндии........................78
Глава 3. Перспективы профессионализации в сфере сервиса.............102
§1. Образование в сфере сервиса как социальный процесс..............102
§2. Образование в сфере сервиса как педагогический процесс..........118
§3. Совершенствование образовательного процесса в сфере сервиса:
междисциплинарный подход............................................134
Заключение..........................................................151
Литература..........................................................159
Приложение..........................................................175
Приложение. Программа социологического исследования «Исследование качества образования российских и финских специалистов в сфере сервиса»
3
Введение
Актуальность исследования.
Сфера сервиса представляет собой значимую область жизнедеятельности общества на протяжении всей истории его развития. Однако особенно важной она становится в конце XX - начале XXI века - в период, когда социальный прогресс способствует активной деятельности различных социальных групп, новых типов отношений и взаимодействий, а также формированию и распространению особого типа мироощущения в обществе, связанного с новым отношением ко времени, профессионализму деятельности, самосознанию личности.
Кроме того, во всех развитых и многих развивающихся странах мира сфера сервиса становится сегодня важнейшей частью рыночной экономики. По разнообразию видов обслуживания - начиная от бытовых и заканчивая научно-информационными услугами - это одна из самых динамичных сфер деятельности, в которой могут работать представители различных социальных групп, независимо от гендерных, возрастных, национальных и других характеристик.
Для современной сферы сервиса характерно большое разнообразие форм собственности и управления: этот сектор охватывает международные корпорации, авиакомпании, телекоммуникации, консалтинговые фирмы, государственные и негосударственные структуры, а также некоммерческие организации. Также необходимо отметить, что субъекты сферы услуг обслуживают интересы не только государства, но и общества в целом. Они могут влиять на развитие отраслей материального производства,
17
Однако, если следовать семантическому значению понятия «инфраструктура» (в пер. с англ. - «основа», «фундамент»), то ее трактовка как необходимого базиса для производства продукта включает и материально-вещественные элементы, и подготовку и переподготовку кадров, а также информационное обеспечение, систему управления, материально-техническое снабжение и прочие виды обслуживающей деятельности, включая сферу услуг. Таким образом, отождествление сферы материального обращения с производственной инфраструктурой, а сферы обслуживания населения с социальной не является достаточно обоснованной, т.к. содержательное наполнение и социальной, и производственной инфраструктуры выходит за пределы как сферы услуг, так и сферы материального обращения.
Понятие «непроизводственная сфера», хотя и довольно часто употребляется как синоним «сферы сервиса», «сферы услуг», «сферы бытового обслуживания» и т.п., представляет собой не описание области производства, распределения или потребления услуг, а характеристику предприятий с точки зрения уровня их организации. В непроизводственную сферу включается совокупность тех организаций, которые отличает незначительность размеров, малая кооперация, низкая механизация труда - это предприятия, производящие и вещи (ателье, шьющие не на заказ, а на продажу), и не вещи: советы, духовные блага.
Наиболее сложной, с нашей точки зрения, является проблема разграничения понятий «сфера услуг» и «сфера сервиса». Действительно, такие термины, как «сервис», «сфера сервиса» или «служба сервиса» представляют собой заимствованные категории, во многом пересекающиеся со значением термина «сфера услуг», который более характерен для отечественной науки и привычен для «обыденного сознания» людей. По мнению многих исследователей, употребление термина «сфера сервиса» вместо «сфера услуг» означает желание
18
подчеркнуть тот факт, что предприятия данной области «стали поворачиваться лицом» к проблемам человека, и все большую часть их деятельности стала занимать работа с населением10.
Однако, с нашей точки зрения, подобные семантические характеристики являются не единственными важными различиями между данными категориями. Поэтому далее мы считаем необходимым подробнее рассмотреть трактовку обоих понятий в современной отечественной литературе.
Сферу услуг в социально-экономической литературе часто определяют как область деятельности субъектов социально-экономической системы, функциональным назначением которой является удовлетворение потребностей физических и юридических лиц путем предоставления им соответствующих благ нематериального и материального характера11. Данное определение базируется на ставшем уже традиционным разделении производства материальных и социальных благ на две области - сферу материального производства и сферу услуг. Наиболее существенным их различием является то, что в первой сфере потребление созданного блага отделено от его производства, а во второй - совмещено с ним.
Сфера услуг, зачастую противопоставляемая материальному производству, действительно имеет ряд специфических особенностей 110 сравнению с ним. Во-первых, в отличие от товаров, услуги производятся и потребляются в основном одновременно, не подлежат хранению. Во-вторых, услуги сами но себе часто противопоставляются продукции - хотя в современной промышленности увеличивается роль обслуживания, которое может включать ремонт оборудования, послепродажное обслуживание и другие услуги, связанные с продажей товаров. Таким
10 См., например: Федцов В.Г. Культура сервиса. М., 2000; Макарова Т.Л. Сервисная деятельность. Астрахань, 2005; Ефимова Г.Н. Сервисная деятельность. М., 2003 и др.
11 Иванов И.Н. Сфера услуг как объект исследования и управления. СПб., 2000. С. 5.