Ви є тут

Интеграционный потенциал толерантности в российском обществе : региональный аспект

Автор: 
Свинцова Ольга Александровна
Тип роботи: 
региональный аспект
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
220
Артикул:
191934
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение................................................................3
Глава 1. Теоретико-методологический анализ феномена толерантности......13
1.1 .Теоретические аспекты рассмотрения феномена толерантности и его
ценностных составляющих................................................13
1.2. Реализация толерантности как интегрирующей ценности в
поведенческих установках...............................................41
Глава 2. Региональное интеграционное взаимодействие в толерантном измерении..............................................................64
2.1. Состояние толерантных установок в Волгоградском регионе...........64
2.2. Итерационный потенциал толерантности в регионе и основные пути
его формирования в современных условиях...............................106
Заключение.......................................................... 142
Список использованной литерату ры.....................................147
Приложения............................................................160
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. С конца 70-х годов прошлого века в литературе идут оживленные дискуссии по проблеме толерантности. Данный феномен трактуется как один из важнейших в человеческом сообществе в условиях глобализации. Это обусловлено современным состоянием развития общественных отношений, ростом напряженности и социальных конфликтов.
Конец XX - начало XXI столетий можно назвать эпохой интолерантности. Это время, в которое человечество вошло с ощущением постоянного страха за жизнь. Мировое сообщество более тесно соприкоснулось с такими явлениями, как терроризм, ксенофобия, агрессивный национализм, расизм, антисемитизм, отчуждение, локальный конфликт. Мир вдруг осознал и увидел новые «болезненные» тенденции, разрушающие социум в целом. В этой связи важной характеристикой современного общества стало, по мнению 3. Баумана, обостренное ощущение неуверенности человека в его положении, все большей социальной незащищенности1.
В России же после разрушения прежней системы социальных отношений сложной задачей для общества явилось принятие населением выбранного государством нового пути. Общество становилось все более разнородным и утрачивало ту общую идею, за которую оно боролось многие годы. Эго привело к разрушению определенных традиций, к возникновению конфликтов и проявлению свободы слова, нравов. «Социальная неудовлетворенность, явившаяся следствием процессов, происходивших на протяжении всех 90-х гг. и захлестнувших первые годы нового века, порождает не только социальную напряженность, направленную против институтов политической власти, но и создает питательную среду для
1 Бауман 3. Индивидуализированное общество. - М., 2002. - С.18.
3
порывов там, где этого требуют права других». В контексте рассмотрения Т. Парсонсом1 социетальной системы толерантность можно понимать как различие между допустимым и недопустимым, а также как интегрирующее звено в социальном взаимодействии. Важно отметить, что здесь терпимость тесно связана с понятием солидарности по отношению к иной нации, иным взглядам. «Ни одно общество не может поддерживать стабильность перед лицом различных потребностей и напряжений до тех пор, пока интересы его граждан не связаны солидарностью, а также внутренней лояльностью и обязательствами».2
В феноменологической социологии Л. Шюца был дан новый подход к изучению социального бытия: исследование повседневности в контексте поиска предельных оснований социальной реальности как таковой, необходимость соотнесения социального знания с повседневными значениями. В этой связи толерантность можно рассматривать как некое основание социальной реальности. Наряду с Т. Парсонсом и Г. Зиммелсм терпимость рассматривается в контексте нравственного поведения А. Г. Здравомысловым, который и соотносит толерантность с нравственностью и
4 -г- 1
моральным принципом поведения. Более того, терпимость соотносится с восприятием индивидом другой культуры, а также многообразия верований и взглядов. «Толерантность - состояние реакции субъекта в результате столкновения с многообразием культур, верований, мировоззрений и способов самоопределения. Это напряженное состояние привыкания к жизни в разнообразном, а, значит, отчасти чужеродном, враждебном мире. Это воздержание от протеста или какой-либо реакции осуждения при сохранении себя как нравственного субъекта и небезразличного отношения к миру. Это осознание реальности».4
1 Парсонс Т. Система современных обществ. - М., 1997. - С.38.
2 Современная западная философия: словарь. - М., 1998. - С.318-319.
3 Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. - М., 1986. - С.160-169.
^Социологический энциклопедический словарь.— М., 1997. - С. 187.
21
Как социологический феномен толерантность, таким образом, можно охарактеризовать, во-первых, как позицию, отношение индивида, группы к другому индивиду, фуппе, выраженную в поведении на основе ценностного восприятия; во-вторых - как определенную характеристику нравственного поведения, основанного на представлении об идеалах; в-третьих, -интегрирующее социальное взаимодействие на основе единой ценностноустановочной системы, направленное на солидарность и гармоничное сосуществование. Толерантность, следовательно, выполняет функцию формирования нравственной позиции личности, возможности ее нравственной самореализации (социальный тип «толерантная личность», т.е. позиция индивида к разным явлениям, мотивируемая его ценностными ориентациями и связанная, следовательно, с полученным воспитанием и культурным уровнем), функцию интеграции общества, а также регулятора человеческой жизни в целом.
Некоторые современные исследователи под толерантностью подразумевают уровень проявления терпимости личности по отношению к идеям и поступкам, которые личность, несмотря на неодобрение, приемлет.1 В контексте рассмотрения «толерантность» как возможности. решения межкультурных и межнациональных проблем можно также назвать О. Хсффе, который соотносит толерантность с взаимным уважением разных культур и традиций, с признанием ценности других культур.2
Так, смысловые оттенки термина «толерантность» могут варьироваться в зависимости от контекста. Общество имеет очень четкие тенденции к развитию, к собственному совершенствованию. Именно это дает толчок не только к появлению различных контекстуальных значений толерантности, но и к исследованию общественной среды изнутри. В рамках классических подходов повседневность изначально полагалась низшей реальностью, которой можно пренебречь. Но современность диктует
’Соколов В.М. Социология нравственного развития личности. - М., 1986. - С. 187.
2 Хеффс О. Плюрализм и толерантность: к легитимации в современном мире // Философские науки. - 1991. - № 12. - С. 16-28.
22