Ви є тут

Теоретико-методологические проблемы развития социологии образования

Автор: 
Осипов Александр Михайлович
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
1999
Артикул:
1000262015
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение 3
Глава 1 Институциализация и теоретические традиции социологии образования
1.1 Проблемы институциализации социологии образования .. 23
1.2 Основные направления исследований социальных
проблем образования 44
1.3 Основные выводы 97 Глава 2 Формирование методологических основ
социологии образования
2.1 Развитие предметной сферы социологии образования 103
2.2 Методологические предпосылки определения категории «образование» 135
2.3 Структурная модель системы образования 167
2.4 Основные выводы 189 Глава 3 Функциональная модель образования
3.1 Противоречия социального заказа к системе образования 191
3.2 Функции образования и особенности их реализации в социальной системе общества 213
3.3 Теоретические концепции взаимосвязи образования с социальной структурой общества 249 С'
3.4 Основные выводы 273
Заключение 277
Библиография 283
Приложения 306
ВВЕДЕНИЕ
з
Актуальность исследования теоретико-методологических: проблем социологии образования обусловлена потребностью целостного научного осмысления современной общественной системы образования, определения се роли в решении проблем цивилизации и отдельных стран, выработки более адекватных подходов в образовательной политике.
Развитие систем образования в мире сопровождается острой критикой, доказывающей слабость концептуальных основ и низкую отдачу образовательной политики государств1. Ориентиры этой политики в большинстве стран ограничивались, главным образом, узкопедагогическими и управленческими подходами к образованию, которые не учитывали должным образом социальную сущность и обусловленность образования и не располагали общей социально-научной концепцией образования как общественной подсистемы. Предпосылкой эффективного управления системой образования является адекватное понимание ее социальной приро-
1 Сошлемся здесь лишь на некоторые труды, подтверждающие разносторонность и авторитетность такой критики: Coleman J. S., et. al. Equality of Educational Opportunity. Washington, D.C., 1966; Кумбс Ф. Кризис образования в современном мире. Системный анализ. М., 1970; Illich I. Deschooling Society. N.Y., 1971; Karier C. J., et. al. Roots of Crisis'. American Education in the 20th Century. Chicago, 1973; Bourdieu P., Passeron J.-C. Reproduction in education, society and culture. London, 1977; Суд над системой образования: Стратегия на будущее. М., 1991; Наука, культура, образование на рубеже XXI века. СПб., 1995; Mannheim K., Stuart W. An Introduction to Sociology of Education. L.: Routledge, 1997.
30
научно-технического прогресса и энергично содействовали его ускорению, делали большие инвестиции в систему образования43.
Многие энтузиасты этой науки вводили курсы по социологии образования в программы подготовки учителей в американских университетах и колледжах44. Интерес к социальному осмыслению образования был настолько велик, что в США возникло Национальное Общество но изучению образовательной социологии45. Многие ученые и практики воспринимали социологию образования с энтузиазмом, но встречалось и иное отношение. Поскольку категории социологии позволяли апеллировать к понятиям социально-экономического положения класса, к классовым ценностям и интересам, к вопросам господства и подчинения, равенства, справедливости, социальной эффективности как целой системы образования, так и отдельных учреждений, то се критические выводы
43 Lee Н. The Status of Educational Sociology in Normal Schools, Teacher’s Colleges, Colleges and Universities. N.Y., 1928; Tpoy M. Социология образования // Американская социология. М., 1972.
44 Если в 1914 году курс "Образовательная социология" предла^ли 16 американских вузов, то в начале 1920-х годов - уже 194 колледжа. Первое отделение образовательной социологии создано в 1916 году в Колумбийском учительском колледже под началом Д. Снеддена. Первый учебник по социологии образования был написан У. Смитом и Д. Снедденом с позиций концепции "социального образования" и издан в 1917 году (Prichard К. W., Buxton Т. Н. Concepts and Theories in Sociology of Education. N. Y., 1988. P. 13-14).
45 Его первый лидер Э. Дж. Пейн был главным редактором официального издания Общества «Журнала образовательной социологии». В 1920-е годы было издано три ежегодника.
могли быть истолкованы как опасные для существующего социального порядка в целом, для сложившейся организации образования или системы руководства в отдельном учреждении. Заявленная с самого начала методологическая роль социологии образования в отношении смежных наук вызывала несогласие некоторых специалистовов педагогики, педагогической этики и психологии.
С ростом числа высших учебных заведений особенно важными стали теоретическое обоснование или, наоборот, критика их старых и новых моделей, особенно американских, сильно отличавшихся от университетов Старого Света. Эта проблема вовлекала академическую общественность в дискуссию, которая проходила, как правило, на уровне социально-философского и социально-исторического анализа и обобщения. Для подтверждения своих позиций участники дискуссий старались привлекать эмпирические социологичес-
46 ~
кие данные , материалы сравнительной социальной антропологии.
Острота социальных вопросов развития образования неизбежно порождала у некоторых представителей педагогики и психологии и администраторов стремление поставить новую область знания под свое влияние, установить ее задачи таким образом, чтобы их выполнением она содействовала практической деятельности и не выдвигала излишне сложных проблем47.
46 Roucek J. S. Somc Contributions of Sociology to Education // Contemporary Social Theory. N.Y., 1940.
4' Такое отношение было объяснимо на заре становления академических и университетских дисциплин в Западной Европе и Северной Америке. Оно нередко встречается сегодня в России в период значительного пересмотра организационной и предметной структуры как высшего образования, так и академической науки.