2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.............................................................3
Глава 1. Социальная природа сиротства детей: теоретико -
методологические основы социологического анализа..........14
1.1. Дети-сироты как объект социологического анализа...........14
1.2. Особенности социальной адаптации воспитанников
% интернатных учреждений....................................30
Глава 2. Социологическая диагностика механизмов адаптации
социальных сирот к жизнедеятельности......................59
2.1. Основные параметры и условия возникновения социального сиротства...........................................59
2.2. Специфика социальной адаптации детей-сирот в региональном измерении..........................................69
% Глава 3. Совершенствование механизмов адаптации социальных
сирот к особым условиям жизнедеятельности................100
3.1. Социальная политика государства в отношении социального сиротства..........................................100
3.2. Модель социальной адаптации воспитанников интернатных учреждений к новым условиям жизнедеятельности..................122
Ф Заключение..........................................................144
Список источников и литературы......................................149
Приложения..........................................................176
%
Введение
Актуальность темы исследования. Трансформация российского общества сопровождается значительными дисфункциональными изменениями социальных институтов. Наиболее острой проблемой, которая в современных условиях приобретает все более жизненно важное значение, является институциализация детства. Нестабильность этого социального института, «размывание» его норм и ценностных оснований, сопровождаются усилением такого негативного процесса как социальное сиротство. Его сущность проявляется в том, что у подавляющего большинства детей-сирот, проживающих в государственных детских домах и специализированных учреждениях, имеются родители, но они, как правило, лишены судом или добровольно отказались от исполнения своих родительских прав.
Согласно официальным данным, количество данной категории детей составляет 690,5 тыс. человек и увеличилось за пятилетие (1998-2003 гг.) на 70,4 тыс. Другую группу в 140 300 детей, проживающих в школах-интернатах, составляют дети из неблагополучных семей, находящиеся под опекой государства [42]. Подобные данные приводятся и в печати: до одной трети выпускников сиротских учреждений (более 5 тыс. человек) ежегодно попадают на скамью подсудимых, становятся маргиналами [254]. Существуют также тысячи детей, в течение долгого времени живущих в приютах, хотя формально их принимают только на короткий период. Это актуализирует проблему социальной адаптации детей-сирот как особой социальной группы с целью их успешной интеграции в процессы жизнедеятельности современного общества.
Учитывая, что основные типы социальной адаптации человека реализуются через приспособление к существующим обстоятельствам путем врастания в среду или изменения себя и самоустранение, уход из среды, вплоть до крайней формы - самоубийства, актуальной научной и
В современном российском законодательстве [258] используются понятия «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей», которые включают следующие категории детей:
- дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
- дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно недееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка, оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
В связи с тем, что в данной работе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, рассматриваются как одна категория детей (социальная группа), имеющих одинаковые проблемы жизнедеятельности, далее по тексту автор использует термин «дети-сироты», включающий в себя как группу детей-сирот, так и группу детей, оставшихся без попечения родителей.
Обобщение и анализ научной литературы, проведенный автором в диссертационном исследовании, позволяет определить структуру социального сиротства (схема 1).
19
Схема 1
Структура социального сиротства
Социологический анализ особой социальной группы детей-сирот предполагает выявление историко-социологических предпосылок ее возникновения в общественной жизни, в том числе российского государства.
Истоки сиротства на протяжении жизни человечества были различные.
В зависимости от культуры эпохи, законодательных рамок, религиозного влияния, природных и социально-политических катаклизмов менялось их количественное и качественное соотношение. На отношение к возможности зачатия ребенка, к контрацепции, избавлению от нежеланной беременности, рождению и сохранению ребенка в живых и воспитанию его родителями, в целом к детям, влияла религия и основанные на ней представления государства и общества. Но, несмотря на строгое мнение церкви и законодательство государства, от детей продолжали избавляться различными, в том числе и запрещенными способами.
- Київ+380960830922