Ви є тут

Трансформация социального института туризма в России

Автор: 
Иванова Татьяна Павловна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
301422
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ВВЕДЕНИЕ........................................................3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА ТУРИЗМА.............................................15
1.1 .Социологические дискурсивные поля туризма..............18
1.2.Туризм как социальный институт..........................43
1.3.Маргинальное состояние российского социального института туризма 62
2.ТРАНСФОРМАЦИЯ РОССИЙСКОГО СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА ТУРИЗМА.......................................................84
2.1. Символическое потребление туристских услуг в контексте трансформации российского социального института туризма.............. 85
2.2.Конструирование социальных идентичностей современных туристов 109
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................145
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................148
ПРИЛОЖЕНИЯ .................................................159
2
ВВЕДЕНИЕ
Изменения, произошедшие в результате реформ в конце 1990-х годов, привели к трансформации социального института туризма. Ценностная переориентация* туризма на западный паттерн обусловлена рядом причин: политическая возможность российских граждан совершать поездки за рубеж, ценностная- трансформация отношения граждан к отдыху, слабо развитая туристская инфраструктура в России и высокие цены, что не соответствовало потребностям уже побывавшего за границей российского туриста в отдыхе.
Социальный институт туризма, сконструированный советской властью, дезактуализировался, поскольку потребности и ценность отдыха российского потребителя, быстро освоившего мировые потребительские и жизненные стандарты, и имеющего представление о качественном обслуживании, трансформировались, а отсутствие четкой государственной направленности на «строительство» туризма как социального института привело к его маргинальному положению. Наличие вполне платежеспособного спроса на качественный туристский продукт не могло не обусловить, в соответствии с законами рынка, соответствующего предложения. В результате, создаются целые национальные индустрии отдыха по обслуживанию преимущественно российских туристов в ранее не востребованных ту ристами странах, таких как Турция, Египет (Хургада), Таиланд, Вьетнам, Греция, Индонезия и ряд других стран.
«Оккупация» зарубежных курортов российскими туристами привела к
трансформации мировой туристской системы: многие курорты
переориентировались под российского туриста, поскольку Россия стала, одним
из важнейших «поставщиков» туристов, появились новые социо-культуриые
феномены в рамках мирового туризма такие, как разработка и массовое
внедрение особо дорогостоящих систем обслуживания в отелях - ALL
INCLUSIVE (и его разновидности UAL, I-ICALL), поляризация в классах
обслуживания в туристских авиаперевозках, а таюке такие феномены как
3
миллионов людей во всем мире. Туризм превратился в мощный стратифицирующий фактор, а его институциализация не только приносит доходы, сравнимые с продажей природных богатств, но и формирует новую социальную общность. Большое число социальных фактов, подтверждающих сформулированные констатации, не могло не привлечь внимания социологов, а их изучение положило начало «социологическому» периоду в исследовании феномена туризма.
Таким образом,, предложенная периодизация - досоциологический -социологический периоды туризма отражает не развитие самой социологии, не развитие общества, а формирование и развитие новой социальной реальности трансформирующей и конструирующей само общество. Досоциологический, или как у Р.Мергона традиционный туризм, и в социологический период продолжает* существовать и развиваться, являясь объектом изучения как социологии, так и других наук. Во многом традиционна и существующая институциализация туризма. В этой связи представляется целесообразным дать краткой анализ становления и развития традиционного туризма и его институтов, что позволит более корректно подойти к постановке проблем исследования социологического периода развития соцжшьного феномена туризма.
17
1.1 «Социологические дискурсивные поля туризма
«Туризм» как социальное явление в последнее время все чаще привлекает внимание различных ученых, а многогранность, многосторонность, полипарадигмальность данного понятия, обуславливающие различия в интерпретации учеными, все более актуализируют туризм как объект научного интереса. В различных научных срезах существует «точечный анализ» туризма: туризм исследуется социологами в рамках парадигм досуга, социальной и пространственной мобильности, потребления, моды; объектами интереса географов являются территориальные перемещения и географические открытия; историками изучается хронология событий; в. литературе освещаются приключения путешественников; экономистами анализируется экономическая функциональность туризма; в рамках менеджмента изучается управление индустрией гостеприимства и туризма; психологии - мотивация путешествий.
В период «досоциологического» научного интереса к туризму перемещения (миграции, путешествия) рассматривалось в рамках категории свода знаний о пространственно-временных особенностях какой-либо территории, процессов - в географических науках. Начиная с древнейших времен, путешествия рассматривались географами в качестве процесса, способствующего • созданию карт, открытию новых земель, освоению новых территорий. Сложность анализа законов и закономерностей размещения и взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на разных уровнях и широта предметной области обусловили дифференциацию единой географии, изучающей геосферы и геосистемы, на ряд специализированных (отраслевых) научных дисциплин. Путешествия становятся объектом интереса социальных географов, предметом изучения которых становится пространственные аспекты путешествий и формы организации жизни людей с
точки зрения условий труда, быта, отдыха, воспроизводства жизни человека.
18