Ви є тут

Формирование и реализация образовательных и профессиональных стратегий современной молодежи

Автор: 
Харченко Ирина Игоревна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2007
Артикул:
192164
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение..................................................................4
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения процесса самоопределения молодежи в системе образования и профессионально-трудовой сфере 21
1.1. Исследовательские традиции и современные исследования процесса самоопределения молодежи........................................................21
1.2. Теоретические основы социологического изучения ориентаций и социального поведения молодежи.....................................................37
1.3. Роль образования в процессе социального самоопределения молодежи. Образование с точки зрения теории человеческого капитала, теории сигнала и концепции человеческого развития...............................................55
1.4. Концепция и методологическая схема исследования...................65
1.5. Методика и эмпирические показатели исследования .................87
Глава 2. Изменения в российской системе образования и поведении субъектов, предоставляющих и получающих образовательные услуги....................92
2.1. Многообразие функций системы образования - предпосылка многообразия форм поведения участников образовательного процесса.........................92
2.2. Основные изменения в российской системе образования в постсоветский период......................................................................95
2.3. Социальное поведение молодежи в системе образования..............110
2.4. Взаимосвязь системы образования и рынка труда....................118
Глава 3. Самоопределение учащейся молодежи в системе образования и профессионально-трудовой сфере ...............................................132
3.1. Социально-профессиональные, образовательные и ценностные ориентации старшеклассников общеобразовательных школ .................................132
3.2. Рынок труда и будущее трудоустройство в представлениях выпускников профессиональных учебных заведений.........................................159
Глава 4. Трудоустройство профессионально подготовленной молодежи .. 177
4.1. Поведение молодых безработных на рынке труда.....................180
4.2. Удовлетворенность полученной специальностью как фактор трудового поведения молодых работников и безработных...................................182
3
4.3. Трудовая карьера и стратегии ее реализации у молодых работников ... 183
4.4. Особенности формирования образовательных и профессиональных стратегий на разных этапах жизни молодежи........................................200
Заключение............................................................210
Литература............................................................224
Приложение 1 Дополнительные материалы.................................237
П.1. Зарубежные и отечественные лонпгподные исследования
жизненного самоопределения молодежи........................................237
П.2. К вопросу о качестве и стандартах образования....................240
П.З. К вопросу о доступности образования..............................242
П.4. Доступность профессионального образования для молодежи сельских
районов (на примере Новосибирской области).................................246
П.5. Изменение уровня образования молодежи............................258
П.6. Структурные изменения в системе образования......................261
П.7. Безработица среди молодежи.......................................265
П.8. Стратегии учебных заведений в сфере взаимодействия с рынком труда 268 П.9. Кадровая политика предприятий в отношении молодых специалистов (на
примере Новосибирской области).............................................272
П.10. О состоянии профориентационной работы и профессионального обучения в средней школе........................................................278
Приложение 2. Таблицы.................................................281
Приложение 3. Дополнительные материалы к Главе 4: результаты математико-статистических расчетов ................................................296
Приложение 4. Методические материалы и социологический инструментарий.............................................................324
38
вание личности и развитие ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучает закономерности взаимосвязи личности и общества, личности и группы (коллектива), регуляцию и саморегуляцию социального поведения личности [Ядов, 1990, с. 68-69].
Эта теория не подразумевает абсолютизации роли социальной среды. Социальное поведение человека осуществляется на базе взаимодействия его генетической программы и социально-культурной программы (всей накопленной человечеством за свою историю информации). Само по себе восприятие социальнокультурной программы это лишь одна из сторон, определяющих поведение человека в обществе. [Ковалева, Луков, 1999, с. 229].
Под самоопределением молодежи в диссертационном исследовании понимается процесс становления личности, субъекта деятельности, включающий в себя также достижение устойчивых социальных (статусных) позиций к определенному возрастному рубежу и усвоение соответствующих им социальных ролей.
Данный термин используется и в других смыслах. «Самоопределение личности - сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. Особыми формами самоопределения личности являются коллективистское самоопределение и профессиональное самоопределение» [Психология. Словарь, 1990].
Добавим, что и в том и в другом смысле стержнем самоопределения является формирование ценностных оснований для самостоятельного и ответственного выбора.
Хотя понятия “самоопределение” и “социализация” не тождественны, но у них есть значительная область пересечения. В расширительной трактовке самоопределение является частью социализации личности. Но для целей изучения образовательных и профессиональных стратегий молодежи продуктивнее рассматривать самоопределение как самостоятельный процесс, в который молодежь вступает по достижении определенного возрастного и ролевого этапа своей жизни, и к которому она в той или иной мере подготовлена предыдущей социализацией.
Определений социализации существует достаточно много. Дадим одно из них, хорошо отвечающее задачам данного исследования: социализация это «процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, устано-
39
вок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе» [Краткий словарь по социологии, 1989, с. 318].
Теоретические основы для понимания сущности процесса социализации были заложены Э.Дюркгеймом, Т.Парсонсом, Ч.Миллсом и другими.
Как подчеркивает Ч.Миллс, есть два главных средства, при помощи которых поддерживается социальное равновесие. Первое - это «социализация», посредством нее новорожденный индивид делается социальной личностью. Часть такого социального становления личности состоит в приобретении мотивов для совершения действий, требуемых или ожидаемых другими. Второе средство - «социальный контроль», под которым понимаются все способы поддержания порядка среди людей [Миллс, 1994].
Во всех трактовках социализации личности прямо или латентно обозначено присутствие институтов (агентов) социализационного процесса. Э.Гидденс указывает на следующих основных агентов социализации: семья (во всех культурах); группы сверстников; школа; средства массовой информации; работа (во всех культурах), местная община, группы и организации жителей [Гидденс, 1999]. В.Т.Лисовский тех же агентов социализации рассматривает в качестве факторов, влияющие на социализацию человека. [Социология молодежи, 1996, с.67-68]. По мнению Н.Смелзера «агентами социализации являются социальные институты, отдельные люди и социальные группы, которые способствуют социализации личности» [Смелзер, 1994].
Необходимое условие успешной социализации - социальная активность. С момента рождения и до смерти человек включается в различные виды деятельности и всесторонне контактирует с окружающими его людьми и условиями. Он принимает определенные нормы поведения и согласно им действует сам. В ходе социализации каждый человек развивает свою индивидуальность, способность независимо мыслить и действовать.
В целом, как считает В.Т.Лисовский, на формирование личности молодого человека в процессе социализации оказывают влияние следующие факторы:
«- целенаправленное воздействие общества на личность, т.е. воспитание в широком смысле слова; - социальная среда, в которой человек постоянно находится, воспитывается и формируется; - активность самой личности, её самостоятельность