Ви є тут

Социоструктурный конфликт в системе управления организацией

Автор: 
Синолицин Сергей Сергеевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
272601
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................... 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К
АНАЛИЗУ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ.................... 11
1.1. Природа и типология социальных конфликтов....... 11
1.2. Современные конфликтологические теории как средства социологического анализа........................... 30
Выводы по главе 1.................................... 48
2. СОЦИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ФОРМЫ ПРОТЕКАНИЯ СТРУКТУРНЫХ КОНФЛИКТОВ в СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ............................ 49
2.1. Структура организации и виды конфликтов, связанных с системой управления................................. 50
2.2. Характер социоструктурных конфликтов в системе управления организацией................................. 66
Выводы по главе 2................................ 83
3. СУБЪЕКТИВАЦИЯ СТРУКТУРНОГО КОНФЛИКТА В
СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ............................... 84
3.1. Субъектность сторон конфликта: факторы статуса и распределения власти................................... 85
3.2. Социально-психологические особенности протекания структурных конфликтов в системе управления организацией 102
Выводы по главе 3................................ 122
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................... 123
ЛИТЕРАТУРА....................................... 127
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Социальный конфликт - одно из системообразующих явлений общественной жизни, затрагивающее все ее стороны и аспекты. Особенно актуальна тематика социального конфликта в переходном обществе, где в силу качественных изменений в системе ценностей, социально-экономических условий, политической активности создаются дополнительные предпосылки для возникновения противоречий и развития конфликтов.
Производственные и иные организации являются важнейшей разновидностью социальных систем, поэтому организационный конфликт сохраняет все общие черты социального конфликта, обладая в то же время специфическими особенностями. Одной из таких особенностей следует считать тесную взаимосвязь между организационными конфликтами и структурой организации. Последняя, в свою очередь, является сложным комплексным образованием и включает как формальные аспекты, определяемые отношениями бюрократической субординации, гак и неформаль-ные составляющие, связанные с влиянием социальной стратификации и формированием коалиций интересов и групп межличностных симпатий в организации.
Конфликты в организации возникают между отдельными сотрудниками и целыми подразделениями, а также неформальными группами. Большая часть из них изначально носит иерархический характер, поскольку порождается отношениями субординации в должностной структуре. Однако и одноранговые конфликты обусловливают отношение иерархии между своими субъектами, поскольку требуют для разрешения привлечения вышестоящих сотрудников либо перераспределения власти между субъектами, ведущего к нарушению симметрии в аспекте данного кон-
12
многие исследователи. Согласно С.Робинсу, "конфликт может быть определен как ситуация, которая возникает, когда целенаправленное поведение одной группы в организации блокирует целенаправленное поведение другой"1. Л.Крисберг определяет конфликты как "сложное явление, включающее множество спорных вопросов и сторон, и каждая сторона вовлечена одновременно также во множество конфликтов"2.
А.Зайцев определяет социальный конфликт как "силовое динамическое воздействие, осуществляемое двумя или большим числом индивидов или социальных групп на основе действительного или мнимого несовпадения интересов, ценностей или нехватки ресурсов"3. Еще одно определение принадлежит А.Здравомыслову: "конфликт представляет собой столкновение интересов различных групп, сообществ людей, отдельных индивидуумов"4. Английский социолог А.Гидденс пишет: "под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон"5.
Понятие конфликта неразрывно связано с понятием противоречия и вытекает из анализа следующей ситуации. Два или несколько субъектов преследуют определенные цели. Каждый из них располагает некоторыми ресурсами или возможностями по достижению своей цели, но при этом достижение цели каждого субъекта зависит не только от его собственных
1 Hill C.W.L., Jones J.R. Strategic Management. An Integrated Approach. Boston, 1989. P.319.
2 Крисберг JI. Миро-созидание, миро-сохранение и разрешение конфликтов // Социологические исследования. 1990. №11. С.27-28.
3 Зайцев А.К. Социальный конфликт на предприятии. Калуга, 1993. С.21.
4
Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1996. С.84.
5 Giddens A. The Constitution of Society. Cambridge, 1989. P. 198.
13
возможностей и реализующих эти возможности действий, но и от действий других участников конфликта, преследующих собственные цели. Таким образом, каждый субъект при достижении своей цели зависит от других субъектов, то есть находится в конфликте с ними. При этом противоречие заключается в самом наличии несовпадающих целей и невозможности их одновременного достижения всеми субъектами, а конфликт представляет собой процесс разрешения противоречия путем выбора его участниками тех или иных стратегий поведения.
Предложенная концептуальная модель конфликта требует ряда уточнений. Во-первых, она на самом деле описывает конфликт произвольной природы. О социальном конфликте можно говорить в том случае, когда субъекты конфликта преследуют социальные цели. Именно цель деятельности выступает ключевым элементом модели конфликта, определяющим и его сущность, и его социальную специфику. Дело в том, что социальные субъекты (индивиды, группы, общности, общество в целом) могут участвовать и в иных видах конфликта (психологический, политический, военный и т.д.).
Во-вторых, цели деятельности, порождающие конфликт, могут иметь различную природу. Более точно здесь говорить о критериях рационального поведения, следуя известной классификации М.Вебера (целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное, традиционное поведение), то есть стремление к достижению цели не сводится только к «целерациональному» поведению, а может принадлежать к любому из веберовских идеальных типов либо быть их комбинацией. Кроме того, в реальности каждый субъект может преследовать несколько целей, в том числе и несовпадающих и даже взаимоисключающих, что приводит к виутриличностным конфликтам.
В-третьих, конфликт может иметь различную степень остроты, начи-