Ви є тут

Социализация дошкольника в семье и образовательных учреждениях

Автор: 
Вальнер, Надежда Анатольевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2006
Артикул:
192228
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
ВЕДЕНИЕ.................................................3
ГЛАВА I. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ РАСКРЫТИЕ СУЩНОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКА...............................14
1.1. Особенности процесса социализации дошкольника.....14
1.2. Социализация дошкольника в семье..................38
1.3. Социализация дошкольника в условиях образовательного учреждения.54
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКА............................................68
2.1. Объективные и субъективные факторы социализации дошкольника............................................68
2.2. Взаимодействие семьи и образовательных учреждений как условие социализации дошкольника.......................96
2.3. Модель социализации дошкольника на примере «Центра творческого развития и гуманитарного образования «Детство» в системе дополнительного образования ..........................113
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................130
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................133
ПРИЛОЖЕНИЯ............................................141
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы диссертационного исследования. Человек рождается как существо биологическое, однако в процессе социализации он усваивает образцы ролевого поведения. Социализация является особо значимой в нашем обществе в период, когда происходит переориентация ценностей, существенно влияющих на процесс формирования социального опыта у детей. От того, какие ценности будут сформированы у молодежи сегодня, от того, насколько дети младшего возраста будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества в настоящее время и будущем. Современные тенденции развития социологии в России связаны с реализацией запроса на научное изучение образцов человеческого взаимодействия и поведения в соответствии с прогрессом общества, науки, культуры.
Детство - составная часть социальной жизни и детские роли имеют самостоятельное значение. Конвенция о правах ребенка ООН в статье 1 определила, что «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста»1. Человеческое существо должно стать личностью. Личность - относительно поздний продукт социального развития. Социализация продолжается в течение всей жизни человека и охватывает все процессы воздействия на него со стороны социального окружения.
Еще в прошлом веке социологи обосновали ряд теорий, раскрывающих социализацию личности на основе взаимодействия различных факторов - физических качеств, определенной среды, индивидуального опыта и особенностей культурного наследия. Подготовка подрастающего поколения к активной творческой
1 Конвенция о нравах ребенка и законодательство Российской Федерации: Справочник. - М.: НИИ семьи, 1998.
3
ГЛАВА I. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ РАСКРЫТИЕ СУЩНОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКА
1.1. Особенности процесса социализации дошкольника
Социализация - процесс, приобщения к принятым в обществе
ценностям и нормам. В широком смысле социализация может длиться
всю жизнь. Социализация представляет собой развитие человека на
протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, в
процессе которого он усваивает социальный опыт и активно реализует
себя, изменяя и жизненные обстоятельства. Социализация осуществляется
с помощью общения, а также путем идентификации человека с
18
обществом и обособлением личности в нем.
Изучение методологических аспектов проблемы социализации позволяет определить ряд подходов к пониманию смысла данного явления:
социологический, рассматривающий социализацию как общий механизм социального наследования; факторно-институциональный, определяющий социализацию как совокупность действия факторов, институтов и агентов социализации; интеракционистский, изучающий социализацию как важнейшую детерминанту межличностного взаимодействия и общения; интериоризационный, представляющий социализацию как процесс становления системы внутренних регуляторов посредством освоения личностью норм, ценностей, установок, выработанных обществом; интраиндивидуальный, определяющий социализацию и как процесс адаптации личности к социальной среде, и как один из путей социализации личности. Очевидно, что в каждом из обозначенных подходов ведущая роль отводится доминирующим механизмам социального развития, что
18 Мой родной дом: Программа (для детей 4-7 лет): Учебно-методическое пособие. - Н. Новгород: ТАЛАМ, 2000. - С.57.
14
зачастую приводит к упрощенному представлению о многомерности самого явления, сужает круг реализуемых задач, ограничивая их спектр становлением отдельных процессов, формированием знаний, умений и навыков, отражающих опыт социального взаимодействия.
Эволюционный подход к социализации характеризуют теории самоактуализации (А.Маслоу19), в соответствии с которыми, совершенствование личности происходит благодаря преодолению кризисов, возникающих проблемных ситуаций. В процессе социализации изменяется структура "Я" личности; она становится более гибкой и открытой, способной к саморазвитию своей человеческой сущности; укрепляются вера, самоуважение, доверие к себе. На эволюцию "Я -концепции'' влияет система восприятия и оценки личностью самой себя и своих отношений к миру .
Социологический взгляд на социализацию раскрывает содержательную конкретику этого процесса, механизмы, связанные с условиями социализации (среда, пространство) и позицией личности в этом процессе (активность, пассивность, приспособление), подчеркивая демократический (добровольный) гуманный характер социализации. Так, социализация личности есть, с одной стороны, усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, фуппе, и воспроизводство социальных связей и социального опыта, усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность.20
С другой стороны, в контексте формирования и развития личности, на первый план выдвигаются собственная активность субъекта социализации, процессы обретения социального опыта в ходе
19 Маслоу А. Мотивация и личность /Пер. с англ. А. М. Татлыбасва. - СПб.: Евразия 1999. - С. 440.
2(1 Михалев Б.П., Федорчук B.C., Яроицеева H.A. Художественное произве дсиис в процессе социального функционирования. - Киев: Наумова думка, 1979.-184с.
15