Ви є тут

Специфика отношения учащейся молодежи России к здоровью в социоструктурном контексте

Автор: 
Гафиатулина Наталья Халиловна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
175
Артикул:
191996
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение.......................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к анализу социоструктурных оснований отношения учащейся молодежи России к здоровью............................................................19
1.1. Специфические характеристики российской учащейся молодежи в контексте социоструктурного подхода
....................................................................19
1.2. Факторный анализ отношения учащейся молодежи России к здоровью............................................................42
1.3. Модель исследования отношения учащейся молодежи России к здоровью............................................................66
Глава 2. Социоструктурные особенности отношения учащейся молодежи к здоровью (на примере г.
Азова)..............................................................91
2.1. Специфика отношения учащейся молодежи к здоровью с учетом будущей профессии...................................................91
2.2. Анализ влияния социально-демографических факторов на отношение учащейся молодежи к здоровью.......................................111
2.3. Влияние социально-экономических и статусных характеристик учащейся молодежи на отношение к
здоровью...........................................................133
Заключение....................................................157
Литература....................................................162
2
Введение.
Актуальное!ь темы исследования. В современных условиях социально-политических изменений, трансформации социальной структуры общества и системы здравоохранения, расслоения общества и растущего неравенства в доступе различных групп населения к ресурсам актуализируется проблема разумного отношения учащейся молодежи к здоровью, которая в последнее время из чисто медицинской переросла в большую социальную проблему. Она обусловлена, во-первых, особенной важностью юношеского периода для всей последующей жизни; во-вторых, наличием негативных тенденций в здоровье российской молодежи; в-третьих, тем, что молодежь представляет собой потенциал трудового и популяционного ресурсов в России в наступившем веке.
Изучение специфики отношения молодого человека к здоровью позволяет установить его реальную значимость для личности, «удельный вес» среди других ценностей (труда, свободного времени, образования). Изучение представлений о здоровье в контексте социоструктурного подхода позволяет более четко понять поведение учащейся молодежи, неиспользованные возможности профилактики определенных болезней, выявляет тенденции структурных преобразований в обществе, а также имеет практическое значение для внедрения программы по продвижению здорового образа жизни. Также назрела необходимость в активизации коммуникативных программ, направленных на изменение привычек и поведения молодежи с рискогенного на здоровьесберегающее.
Здоровье - качественная предпосылка будущей самореализации молодых людей, их активного долголетия, способности к созданию семьи, к сложному учебному и профессиональному труду, общественно-политической и творческой активности. И если исследования социальных факторов здоровья детей и подростков становятся более основательными и
3
девушек. Вместе с тем, представители гуманитарных специальностей проявили более высокую готовность к актуализации здорового поведения и укреплению здоровья в ситуации собственного заболевания.
5) Анализ влияния социально-демографических факторов на отношение учащейся молодежи к здоровью выявил значительное влияние гендерных и возрастных стереотипов, что отразилось в таких показателях, как: 1. юноши более оптимистичны в субъективной оценке своего здоровья, чем девушки; 2. замечен рост тревожности за собственное состояние здоровья и снижение жизненного тонуса, усиление интереса к вредным привычкам и значительное снижение мотивации к занятиям физической культурой по мере перехода от младших курсов к старшим. Выявлена также корреляция между показателями успеваемости и индивидуальной удовлетворенностью здоровьем: учащиеся-отличники обладают более высокой самооценкой здоровья, в то время как более высокая привязанность к вредным привычкам характерна для неуспешных в обучении. В оценке здоровья в сознании учащейся молодежи конкурируют две точки зрения: 1. здоровье зависит от наследственности; 2. если прилагать усилия, то можно реализовать потребность в здоровье.
6) В ходе исследования выявлено, что на отношение учащейся молодежи значительное влияние оказывают ее социально-экономические и статусные характеристики, среди которых важнейшими являются уровень образования родителей, материальное положение семьи и ее социальный статус в обществе. Результаты эмпирического исследования показали, что, чем выше уровень образования родителей, тем лучше отношение к собственному здоровью и чаще прослеживается отказ от вредных привычек. Эти данные подтверждаются тем, что выходцы из образованных семей имеют более крепкое здоровье. Такая же взаимосвязь прослеживается
16
между материальным положением и фактической частотой заболеваемости. Так, респонденты, живущие с высоким достатком, с уверенностью отвечают, что готовы инициировать принципы ЗОЖ, в то время как малообеспеченные уверены в этом вдвое меньше. В среде учащихся с невысоким уровнем материального обеспечения продолжается процесс воспроизводства социально обусловленных вредных привычек, а, по сути, заболеваний - табакокурения, алкоголизма и наркомании. В целом, социальный статус семьи определяет отношение человека к своему здоровью: чем он выше, тем более высокую самооценку своему здоровью и отношению к нему демонстрирует современная российская учащаяся молодежь.
Практическая значимость работы состоит в том, что в работе предлагается решение актуальной проблемы отношения к здоровью учащейся молодежи в рамках социоструктурного анализа, имеющей социальную и гуманистическую значимость. Результаты разработки проблемы касаются реализации ряда государственных задач, связанных со здоровьем учащейся молодежи, превентивным поведением.
Решение проблемы формирования установки на самосохранительное (превентивное) поведение, продвижение здоровья среди учащейся молодежи позволит оптимизировать взаимодействие между различными субъектами, принимающими решения в сфере продвижения здоровья и здорового образа жизни, а именно, государственными и негосударственными структурами, комитетами по делам молодежи и некоммерческими организациями. Материалы диссертации могут быть использованы при создании коммуникационных программ в сфере продвижения здоровья для изменения ценностных ориентиров в массовом сознании посредством СМИ, а также при организации социологических исследований по проблемам учащейся и студенческой молодежи.
17