Ви є тут

Рекреативная институциональность современной России

Автор: 
Юдина Татьяна Александровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
271818
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы социологического исследования массового отдыха и туризма
1.1. Массовый отдых как форма социальной самореализации
1.2. Массовый отдых и туризм в структуре ценностей граждан России
1.3. Этические аспекты организации массового отдыха и туризма
Глава 2. Социальная стабильность, ее влияние на развитие рекреативной сферы
2.1. Массовый отдых как специфическое условие социализации современного человека
2.2. Проблема безопасности массового отдыха и туризма
2.3. Социальная прогностика эколого-рекреативной проблематики
Заключение
Примечания
Библиография
Приложения
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Социологический анализ общих и частных проблем человека связан с движением научных знаний к синтезу, интеграции. Исследования свободного времени, массового отдыха, санаторно-курортного обслуживания населения России и различных форм туризма позволяют расширить знание о тенденциях и закономерностях, определяющих процессы становления человека, «производства» и «воспроизводства» всех его социальных и биологических свойств.
Рациональное познание, на основе которого в основном формируется наука о личности, предполагает обнаружение количественных и качественных тенденций социального развития на основе анализа эмпирических данных. Однако повседневное духовное и материальное бытие людей основано на сложной совокупности закономерностей развития и саморазвития, в исследовании которых проблема теоретического начала приобретает принципиальное значение. Социологическое знание о проблемах организации массового отдыха и туризма ассоциируется с совокупностью почерпнутых из жизненного опыта, совершенно разнородных эмпирических данных, а также с тем, что можно назвать «моделью» личности, т.е. набором определенных свойств или качеств, которые конкретизируют условия организации и проведения массового отдыха. Социальное значение рекреативиости исследуется через призму свойственных ей норм, противоречий, значений и смыслов. Даже находясь вне производственной, трудовой деятельности, человек подвергается целенаправленному воздействию со стороны больших и малых социальных групп. Индивидуальный и массовый отдых формирует ориентиры особого жизненного предназначения и целей, активности человека. Необходимость организации отдыха побуждает личность к активной деятельности, раскрывающей, прежде всего, субъективную сторону человеческого существования.
Актуальность социологического исследования рекреативной институциональности определяется также потребностями обеспечения благосостояния граждан России, достижения такого уровня потребления,
16
деятельностью (оплатой труда). Этот нюанс следует учитывать, потому что поведение человека, занятого трудовой деятельностью, отличается от поведения туриста и не может классифицироваться как занятие туризмом. Еще одним условием является и то, что путешественники не должны находиться в посещаемом ими месте 12 месяцев подряд и более. Лицо, находящееся или планирующее находиться один год или более в определенном месте, с точки зрения туризма считается постоянным жителем и поэтому не может называться туристом.
3. Оплата труда из источника в посещаемом месте. Суть данного критерия в том, что главной целью поездки не должно быть осуществление деятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом месте. Любое лицо, въезжающее в какую-нибудь страну для работы, оплачиваемой из источника в этой стране, считается мигрантом, а не туристом этой страны. Это относится не только к международному туризму, но и к туризму в пределах одной страны. Каждый человек, путешествующий в другое место в пределах одной страны (или в другую страну) для осуществления деятельности, оплачиваемой из источника в этом месте (или стране), не считается туристом этого места.
Три этих критерия, положенные в основу определения туризма, являются базовыми. Вместе с тем есть особые категории туристов, в отношении которых данные критерии все-таки недостаточны, - это беженцы, кочевники, заключенные, транзитные пассажиры, которые формально не въезжают в страну, и лица, сопровождающие или конвоирующие эти группы.
Анализ приведенных выше особенностей, характеристик и критериев позволяет выделить следующие признаки туризма:
- деловые поездки, а также путешествия с целью проведения свободного времени - это перемещение за пределы обычного места жительства и работы. Если же житель города передвигается по нему с целью совершения покупок, то он не является туристом, так как не покидает свое функциональное место;
17
- туризм - это не только важная отрасль экономики, но и важная часть жизни людей. Он охватывает отношения человека с окружающей его внешней средой.
Следовательно, туризм - это совокупность отношений, связей и явлений, сопровождающих поездку и пребывание людей в местах, не являющихся местами их постоянного или длительного проживания и не связанных с их трудовой деятельностью (3).
Это обобщенное определение в некоторых случаях может быть дополнено и конкретизировано. Необходимо обратить внимание на терминологию. Во многих языках с давних времен используется слово «туризм» (tourism, tourisme, turismo), которое произошло от выражения «великий тур» (Grand Tour). «Великий тур» означал первоначально ознакомительную поездку. Ее совершали в XVH-XVIII столетии молодые представители дворянства, а в XIX столетии такие поездки стали популярны и среди других слоев населения. Целью путешествий было знакомство с чужими культурами. Как и в прошлые столетия - во времена «великих туров», так и сегодня основное назначение туризма - знакомство с другими странами, народами, средство налаживания контактов и взаимопонимания между ними.
Определение «туризм» охватывает не только такие факторы, как путешествие и отдых, но и название одной из отраслей экономики. Туризм -это также и туристские предприятия, в первую очередь-деятельность туристических организаторов и посредников. Не все авторы принимают во внимание данное ограничение. Кроме туристических организаторов и посредников к туристской сфере можно отнести и другие виды предприятий и организаций. Это могут быть различные объединения, а также транспортные компании: железнодорожные и авиационные.
Таким образом, туризм - сфера социальной жизни и отрасль экономики, включающая в себя деятельность туристских организаторов, агентов и посредников.