Ви є тут

Гендерное неравенство в сфере занятости : на примере Приморского края

Автор: 
Кравченко Любовь Алексеевна
Тип роботи: 
на примере Приморского края
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
167
Артикул:
191894
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
Введение 3
Глава 1 Теоретические и методологические основы гендерных исследований в сфере занятости 13
1.1 Теория и методология гендерных исследований 14
1.2. Теоретические осі ювы изучения гендерных стереотипов 35
Глава 2 Специфика ценностных ориентаций и дискриминация в сфере занятости: 58
гендерный аспект (на примере Приморского края)
2.1 Система ценностных ориентаций женщин и их мотивационные установ- 59 ки в сфере занятости
2.2 Дискриминация женщин в сфере занятости 79
Глава 3 Проблемы гендерного неравенства в сфере занятости в современном транс- 98
формирующемся российском обществе (на примере Приморского края)
3.1 Анализ сферы занятости в Приморском крае 99
3.2 Последствия гендерного неравенства в сфере занятости 120
Заключение 133
Список использованной лигеразуры 141
Приложения 158
3
Введение
Актуальность темы исследования. Социальные, экономические, политические преобразования, происходящие в Российской Федерации в последние десятилетия, повлияли на все сферы жизнедеятельности общества, систему социальных отношений, привели к изменению жизненных и профессиональных стратегий различных социальных групп. Усилилась социальная дифференциация в обществе, возросло число социально обездоленных категорий населения. Своеобразие современного этапа развития всего российского общества, динамизм социальных процессов, обострение социальных противоречий не могли не отразиться на отношениях между полами, детерминировали интерес к гендерной проблематике.
С развитием рыночной экономики женщины все больше ориентируются на занятость в профессиональной сфере, что в значительной мерс обусловлено необходимостью улучшения материального благополучия семьи, потребностями в самоутверждении, самоуважении, общественном признании, экономической независимости, успехе, власти. Рыночная трансформация российской экономики привела к существенным изменениям в сфере занятости. Наиболее важным из них явилось значительное сокращение численности работающих и снижение уровня занятости. Данные процессы не были геццерно нейтральными, и это отразилось на уровне и масштабах сокращения численности занятых женщин и неэффективного их использования на рынке труда В настоящее время повышение экономической активности жешции недостаточно подкреплено законодательной базой и развитием социальной сферы, что затрудняет решение, так называемого, «женского вопроса» и ведет к возникновению негативных последствий. Государство, в некоторой степсшт, утратило контроль над этими процессами.
11есмотря на то, что на современном этапе развития человеческий потенциал является основной движущей силой экономического роста, женщины, согласно документам ООН, остаются в нише «недоиспользованных» человеческих ресурсов. В этой связи исследование проблем «недоиспользования» женщин в сфере занятости, выявление причин и социальных последствий этого процесса для региона и страны в целом представляет интерес, как с научной, так и с гтракп гческой точек зрения.
История исследований «женских вопросов» позволяет увидеть в структурах повседневности укорененность мифологии мужского и женского. Один из наиболее распространенных мифов - представление о природном предназначении женщин. Роковое противопоставление мужчины как «господина» женщине как существу второстепенному, созданному из ребра Адама, в какой-то мере является причиной дисгармоничности общественного устройства, социального неравенства мужчин и женщин.
В разные исторические эпохи существовали различные мифы о женщинах. Во времена средневековой инквизиции был распространен миф о женщине - ведьме, и множество женщин стали его жертвами. В конце XIX века миф о роковой женщине, безжалостной соблазнительнице нашел отражение в творчестве ряда крупных писателей. При советской власти господствовал миф о женщине-матери, работнице и общественной деятельницы одно временно. В России постсоветской создается миф о женщине - предпринимателя и жены «нового русского». То есть у каждого времени свои мифы о женщинах, складывающиеся в общественном сознании на основе устоявшихся стереотипов и активно воздействующих на социальные отношения.
С древних времен до середины XX века исследования человеческого общества фактически были посвящены только «мужским темам». Вопросы социальной реальности в отношении женщин и мужчин рассматривались как отношения между полами. Именно этим отношениям посвящены традиционные философские, психологические и социологические теории. Несмотря на все различия этих теорий, они основаны на двух принципах: во-первых, различия между мужчинами и женщинами имеют'только биологическую природу; во-вторых, роли мужчин и женщин дифференцированы как диаметрально противоположные.
Маскулинный характер Homo Sapiens глубоко коренится в западной философской традиции. С начала развития философской мысли женственное / феминное символически ассоциировалось с тем, что противоположно разуму - с темными силами богинь земли. I реки оценивали женскую способность к деторождению как связь женщины с плодородием природы. Но именно в античности начинается и завершается переход от архаичного культа
61 Gidcns, Л. Modernity and Self- Identity. - Stanford University Pass, Stanford, California, 1991.- P. 16.
62Луман, 11. Любовь и брак. Идеология репродукции//Соцнодопю сексуальности антология. - СПб., 1997 - С. 36-48.
63 Гофман, И. Представление себя другом в повседневной жизни / пер. с англ. - М., 2001. - 301 с.
61 Garllnkcl, Н. Studies in Ethnomtthodology, Engel wood Cliffs, New Jersey, Prentice 1 lall. J 967.
плодородия к культу рациональных богов. Греческая мифология представляет собой наглядную картину замены женских богинь, символизирующих связь с землей и природой, мужскими богами, утверждающими власть законов, устаноатенных человеком.
Символическая ассоциация мужского с рациональным и женского с эмоциональным прочно утвердилась в греческой философии. Так, в пифагорейской таблице основных про тиво1 юложносгей мира, сформулированной в VI в. до н. э., женское связывалось с неупорядоченным, неограниченным. Пифагорейцы оценивали мир как смесь принципов, ассоциируемых либо с определенной упорядоченностью, либо с беспорядочностью и хаосом. Десять пар контрастов - оформленное и бесформенное, четное и нечетное, правое и левое, мужское и женское, свет и тьма, добро и ало и т.д. - составлены пифагорейцами таким образом, что один из контрастов яатяется лучшим, превосходнейшим по отношению к своей парной оппозиции. Мужское выстраивалось в ряд с активной, детерминирующей (|юрмой, женское - с пассивной, хаотичной материей. Материя, ассоциирующаяся с женским и природным, представляется у греков часто кж то, что должно быть трансцендировано в поисках рационального знания.
Дуализм интеллекта и материи, души и тела конструируется уже в ранних работах Платона. Дня Платона знание - это созерцание внешних форм в абстрагировании от непознаваемой, нерациональной материи. Именно Платон в значительной степени задал парадигму рациональности и эмоциональности, которая стала доминирующей в западной философии и определеншлм образом конституировала женское65 (хотя необходимо отметить, что в своих социально - политических работах Платон выступал как эгалитарист по отношению к женщинам, за что многие и считают его первым в истории феминистом).
Противопоставление активной творческой формы и пассивной инертной материи характерно и для философии Аристотеля. Он отождествлял познание и рациональность с активным мужским началам, а хаотичную материю как низшую субстанцию - с пассивным женским. В книге «О происхождении животных» он утверждает, что истинным родителем всегда является мужчина66. Женщины, считал Аристотель, являются низшими существами, поскольку в них отсутствует принцип «души», тождественный у Аристотеля рационально-
05 Платон.Сочинения: в3т.Т2: Пир.-М.: Мысль, 1970.-С. 106.
66 Discovering Reality. Feminist Perspectives on tpistcmology, Metaphysics, Methodology and Philosophy. / cds. S. Harding and M. Hintikka. -Dordrecht, Boston, London, 1983. - P. 56 - 98.