Ви є тут

Русское население в этносоциальной структуре республик Сибири: особенности развития в условиях трансформации современного российского общества

Автор: 
Петрова Елена Викторовна
Тип роботи: 
особенности развития в условиях трансформации сов
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
421
Артикул:
191823
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение.................................................................. 3
Глава 1. Этносоциальная структура как объект
социологического изучения
§ I. Теоретико-методологические подходы к изучению этносоциальной 25
структуры.................................................................................................
§ 2. Методико-процсдурныс особенности проведения социологических 63
исследований.....................................................
Глава 2. Основные показатели современного развития республик Сибири и их влияние на адаптацию русского населения
§ 1. Социально-экономические характеристики республик................ 71
§ 2. Особенности демографических процессов в сибирских республиках 104
Глава 3. Этносоциальная стратификация и межэтническое взаимодействие в республиках
§ 1. Исторические особенности формирования русского населения в
этносоциальной структуре................................................. 136
§ 2. Эгносоциальная стратификация в сибирских республиках в условиях
трансформации общества........................................... ] 53
§ 3. Образовательные стратегии как важный канал социальной мобильности.... | ££
§ 4. Социальное самочувствие этносоциальных групп русских ............... 215
§ 5. Оценка межэтнических отношений, этническая и конфессиональная толерантность русскою населения республик............................ 243
Глава 4. Влияние социальных институтов на развитие традиционной культуры этноконфессинальной группы русских - семейскнх (на примере Республики Бурятия)
§ 1. Специфика формирования и исследования этноконфессиональной
старообрядческой группы.................................................. 283
§ 2. Особенности адаптации этноконфессиональной группы семейскнх к современным условиям..................................................... 300
Заключение...........................................................
320
Примечания...........................................................
324
Литература...........................................................
338
Приложения................................................................ 363
2
Введение
Актуальность темы исследования. Реформы последних десятилетий в экономической, политической и социальной сферах общественной жизни российского общества привели к трансформации социальной структуры и обусловили необходимость изучения новых социальных проблем, вариативных стратегий социальной мобильности и адаптационных практик отдельных социальных групп, особенностей современной социальной стратификации. При исследовании данных вопросов в полиэтнических регионах важно акцентировать внимание на образовательном потенциале и социальном самочувствии этнических групп, межэтническом взаимодействии, уровнях толерантности отдельных этнических групп по отношению друг к другу, к разным конфессиям, а также возможностях адаптации этногрупп к политическим и экономическим преобразованиям.
Изучение социально-культурного развития русского населения в республиках России, в период трансформации общества, связано с возможностью для представителей академической науки, в частности социологов, проанализировать характер и фон межэтнического взаимодействия, динамику этносоциальной структуры, влияние этнического фактора на современную социальную стратификацию общества, исследовать проблемы интеграции и стабильности современного общества.
Интерес к исследованию этносоциальных групп русского населения в сибирских республиках Алтай, Бурятия, Хакасия, Тыва, Саха (Якутия) продиктован также тем, что эти группы формировались в специфической среде, обладающей теми особенностями, которые не были характерны для русских центральных регионов и мегаполисов страны; инонациональное, инокультурное, иноконфессиональное окружение, удаленность от центра влияли не только на мировоззрение, психологические особенности русского населения, но и на характеристики их материальной и духовной культуры, динамику межэтнических отношений; длительный процесс распада единой страны в конце XX в. предопределил количественные и качественные
социальной мобильности, уровень социального самочувствия русского населения возможно осуществить только на основе привлечения сравнительного эмпирического материала, касающегося титульных этносов и этнических меньшинств, поэтому в диссертационном исследовании данный материал активно используется.
Среди субъективных были определены этнокультурные особенности этногрупп (демографические параметры, стратегии социальной мобильности, психологические характеристики) и индивидуальные особенности респондентов (пол, возраст, образование, семейное положение, социальные установки, ориентация на достижительность, социальные практики и социальное самочувствие).
Внутренняя структура объекта дисертационного исследования не совсем однородна - системный анализ показывает, что объект состоит из различных демографических, профессиональных, территориальных, этноконфес-сиональных, этнографических групп, подробный анализ характеристик которых позволяет получить более объективную картину динамики развития объекта исследования в целом. Поэтому диссертационная работа опирается на широкий эмпирический материал, приводятся результаты разных социологических исследований, проведенных на территориях республик и характеризующих взгляды, позиции и тенденции развития разных категорий русского населения -школьников, студентов, работающих взрослых, пенсионеров, потомков старообрядцев, мужчин и женщин, сельских и городских жителей.
Этноконфессиональные группы старообрядцев являются составной частью этносоциальных групп русских в Республиках Бурятия, Алтай, Тыва, Саха (Якутия) и соответственно частью этносоциальной структуры. Наиболее значительная по численности часть потомков старообрядцев проживает в Бурятии, где благодаря систематической и активной деятельности ее представителей были достигнуты определенные успехи, направленные на сохранение элементов традиционной культуры отдельной группы русского
41
населения. Эти достижения базировались на многолетней согласованной деятельности социальных институтов, включая государственные.
В диссертации будут проанализированы отдельные аспекты этой деятельности, рассмотрены особенности адаптации семейских в Бурятии в современных условиях. Результаты анализа могут быть использованы в своей работе аналогичными социальными институтами других республик. Об актуальности и востребованности аналитических выводов, касающихся сохранения и развития традиционной культуры отдельной этноконфессиональной группы русского населения, речь шла во время проведения международной Встречи старообрядцев, в рамках международной научно-практической конференции, которая состоялась в 2007 г. в Бурятии. Анализ опирается на эмпирический материал социологических исследований, проведенных автором в районах компактного проживания семейских, который позволил сделать выводы о социальном самочувствии этой группы, степени ее адаптации, толерантности, религиозности, дана оценка и показаны перспективы развития межэтнических отношений в республике.
Старообрядческие группы населения достаточно часто изучаются как носители не только уникальной традиционной культуры России XVII -XVIII в., но и как носители исконно русского менталитета, русской культуры, русских традиций и поведения. Старообрядцев Забайкалья мы склонны рассматривать как этноконфессионапьную группу русского населения, которой в большей степени присуща русская традиционность, и которая в настоящее время являясь носителем традиционной культуры этноконфессиональной группы, в то же время в большей мере, чем другие группы русского населения Республики Бурятия демонстрирует степень выраженности в социальном взаимодействии, материальной и духовной культуре традиционно русских черт и русской ментальности.
Выбор Бурятии, Алтая, Тывы, Хакасии, Саха (Якутии) для проведения диссертационного исследования определялся тем, что эти республики находятся в одной географической зоне - Сибири, в двух политико-
42