Ви є тут

Развитие довузовской подготовки в системе непрерывного профессионального образования управленческих кадров : на примере академии государственной службы

Автор: 
Дряхлова Вера Рачиковна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
293252
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ 14
1.1. Современное высшее профессиональное образование: черты системного кризиса и социальные риски 14
1.2. Состояние системы общего образования и проблемы довузовской подготовки управлен ческих кадров 3 6
1.3. Довузовская профессиональная подготовка как подсистема образовательного пространства управленческого вуза 58
ГЛАВА 2. ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ВУЗА КАК МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 78
2.1. Мотивационные типологии получения профессионального образования в традиционной парадигме образовательного пространства вуза: «абитуриент — студент» 78
2.2. Структура мотивации получения профессионального управленческого образования в современной модели образовательного пространства:
«довузовская профессионализация - вуз» 103
2.3. Формирование инновационной модели довузовской подготовки управленческих кадров: опыт и перспективы развития 129
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 153
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 157
ПРИЛОЖЕНИЯ 170
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена степенью сложности современных управленческих задач, стоящих перед реформирующимся российским обществом, что требует высокого уровня образования и профессиональной компетентности управленческих кадров, в особенности государственных и муниципальных служащих. Интеграция России в мировую экономическую и политическую систему, расширение международных деловых связей, мировой экономический и финансовый кризис увеличивают потребность в высоком уровне подготовки менеджеров, способных осуществлять управление сложными социальными процессами. В связи с этим подготовка специалистов для государственной и муниципальной службы становится важнейшей частью государственной кадровой политики, направленной на формирование высокопрофессионального корпуса российских управленцев, высоконравственных и социально ответственных, постоянно совершенствующих свои интеллектуальные возможности, владеющих навыками разработки и реализации инновационных стратегий и управленческих проектов.
Существенную роль в формировании нового поколения управленцев может сыграть реализация программ непрерывного профессионального образования, начиная с довузовской подготовки обучающихся. В настоящее время все больше признается, что подготовка профессионала-управленца должна начинаться не только с этапа его поступления в вуз, она может формироваться и развиваться в особым образом организованной социальной среде, начиная с ранних этапов обучения и воспитания. В данном контексте довузовская подготовка как ступень в многоуровневой непрерывной системе подготовки управленческих кадров представляет собой форму практической реализации процесса инновационного развития вуза и может рассматриваться в качестве начала непрерывного становления специалиста как профессионала. Довузовская подготовка как самостоятельная образовательная подсистема обеспечивает мотивированный профессиональный выбор обучающихся, их поэтапную профессионализацию и многообразие образовательных траекторий обучения в вузе.
3
ствующей неграмотности. Кроме того, «практики социальных отношений» весьма различны, и учет их специфики делает изучение функциональной неграмотности в изложенном выше контексте ее понимания задачей весьма проблематичной, ибо здесь встает и проблема классификации видов функциональной неграмотности.
Неудача, на наш взгляд, здесь заложена в самом термине «функциональная неграмотность». И если термин «неграмотность» может быть более или менее однозначно истолкован как «незнание, неумение, непонимание», то по отношению к термину «функциональная» возникает достаточно много вопросов. Это обусловлено широтой содержания самого понятия функции, ведь функция в ее социальном понимании - это обязанность, круг деятельности, назначение, роль. Ее реализация зависит от очень большого числа факторов, называемых аргументами.
Комментаторы функциональной неграмотности (трудно сказать, что в этой сфере есть теоретики, а мы также далеки от мысли на исчерпывающее исследование данного феномена) обращают главное внимание на отставание образования от специфики и запросов информационного общества и «заторможенные» навыки ориентации людей в новых и постоянно изменяющихся социокультурных условиях (аргументы), которые недопустимо сводить только к скорости чтения и пониманию текстов.
В сеете сказанного представляется более логичным заменить не вполне определенный термин «функциональная неграмотность», который можно понять как неадекватное поведение (реакцию) функции на воздействие аргумента (в самом широком его социокультурном понимании) на термин «функциональная некомпетентность деятельности и функционирования индивида в социуме».
Компетентное функционирование индивида в социуме - это его умение адекватно реагировать на требования и запросы конкретной социокультурной ситуации. И если конкретная социокультурная ситуация, в которую погружен индивид, требует от него практики быстрого чтения и максимально полного
понимания текста, и он справляется с этой задачей, то индивид в данной области является функционально компетентным. В противном случае он функционально некомпетентен или функционально неграмотен.
Таким образом; функциональная неграмотность - это некомпетентное функционирование индивида- в той или- иной сфере общественных отношен ищ и л и-в той или иной области социальной практики: Кроме того это еще н неумение использовать информационные ресурсы для решения возникших проблем. Функционально- грамотный человек должен быть не только обучен чтению, письму и счету. Он должен знать,, в какой социальной сфере он может получить требующуюся и исчерпывающую информацию.. Следовательно, информационное общество с неизбежностью изменяет и понятие функциональной грамотности:', с традиционного примитивного «зпто и умею»' на информационное - «знаю;, где получить нужную информацию иумею ею пользоваться».
Такое переосмысление функциональной неграмотности необходимо потому, что первоначальноеее толкование, приближалось^ понятию элементарной неграмотности. Хотя авторы, названного выше исследования и пытались избежать этого сходства, но акцент на недостаточных навыках чтения и письма прямо указывает на это сходство.
Исходя из уточненного нами понимания функциональной неграмотности можно строить целевые образовательные программы, направленные на компетентное функционирование индивида в обществе, учитывающие общечеловеческие ценности общества и терминальные ценности его членов.
Пятым проявлением кризиса - современного образования являются его риски. Надо сказать, что риски образования были всегда и всюду, как для личности, так и для общества в целом. Но особенностью образовательных рисков в современной России является то, что сегодня мы вообще живем в «обществе риска». Считаем обоснованной точку зрения В.И. Чупрова о том, что «в отличие от кризиса, имеющего характер периодически возникающего и вполне определенного обострения экономической, политической, социальной ситуа-
20