Ви є тут

Структура ценностных ориентаций молодежи: анализ факторов формирования и развития

Автор: 
Брик Лариса Викторовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
295210
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение............................................................. 3
1 Теоретико-методологические основы изучения структуры ценностных ориентаций молодежи...................................................12
1.1 Структура ценностных ориентаций и их роль в развитии
личности..............................................................12
1.2 Особенности формирования ценностных ориентаций молодежи в условиях современной социокультурной ситуации..................................31
1.3 Анализ эффективности институциональных факторов
социализации..........................................................53
2 Факторы формирования и развития ценностных ориентаций молодежи в современной России....................................................78
2.1 Особенности рекламного воздействия на изменение потребностей и интересов молодежи....................................................78
2.2 Роль печатных средств массовой информации в развитии трудовой мотивации молодежи....................................................98
2.3 Влияние форм проведения досуга на формирование ценностных
ориентаций молодежи..................................................119
Заключение...........................................................143
Список использованных источников.....................................147
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. Социальная модернизация в России принесла с ссбой коренные изменения содержания социальных связей и отношений в обществе, привела к трансформации социальных структур и устоявшихся социальных институтов.
Современная социокультурная ситуации в российском обществе характеризуется множественностью, противоречивостью, разобщенностью ценностных установок и ориентаций, качественной неопределенностью идейномировоззренческой сферы. Такая ситуация является закономерной, поскольку всякий раз, когда в государстве происходит радикальное переустройство, общество откликается на это изменением состояния или даже появлением новых социальных норм, ценностей и стандартов поведения.
Социально - экономические трансформации, произошедшие в России, выдвинули на первый план проблемы социализации молодежи, главного богатства любою общества. Для адекватного понимания процесса формирования ценностных структур сознания подрастающего поколения необходимо учитывать множество факторов - от институциональных до индивидуально-личностных, каждый из которых оказывает свое воздействие на процессы социализации подрастающих поколений.
На формирование ценностных ориентаций молодежи в современных условиях оказывает влияние интегральный результат взаимодействия двух целостных систем. С одной стороны, общества во всей совокупности проявлений общественной жизни, воздействующих на личность молодого человека, с другой стороны — личности, активно и избирательно усваивающей предыдущий актуальный опыт социума, знания, нормы, ценности, традиции, накапливаемые и передаваемые от поколения к поколению.
Ценностные ориентации молодежи, как самой «динамичной» группы общества более всего подвержены изменениям. Именно в молодежной среде формируется новый тип личности, который будет доминировать, и развиваться в будущем. Ценностные ориентации, являясь стержневыми векторами
3
поведения людей и их отношений. Однако этим понятие «ценности» не исчерпывается. Если бы всякая потребность субъекта удовлетворялась автоматически, сама по себе, то ценностного отношения возникнуть не могло бы: добро ценится потому, что существует зло; истина выступает как ценность потому, что существует ложь; прекрасное является ценностью благодаря тому, что существует безобразное; жизнь и здоровье человека ценятся из-за того, что есть смерть и болезни. Ценностные отношения не возникают до тех пор, пока субъект не обнаружит для себя проблематичность удовлетворения актуальной потребности. Чем проблематичнее возможность удовлетворения той или иной потребности, тем большей ценностью обладает предмет или способ ее удовлетворения.
Различать и классифицировать ценности можно по многим критериям: по объективным характеристикам явлений, выступающих ценностями (материальные и духовные, большие и малые); по субъекту (ценности общества, народа, нации, класса, партии, коллектива, индивида); по типу потребностей субъекта (ценности моральные, экономические, политические, религиозные, медицинские и др.) Таким образом, ценности выстраиваются в определенную иерархическую систему, которая имеет конкретно-исторический смысл и содержание.
В систему ценностей субъекта могут входить различные модусы19:
1. смысложизненные ценности (представления о добре, зле, благе, счастье);
2. универсальные ценности: а) ценности витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, образование, квалификация, право на собственность, правопорядок и т.д.); б) ценности демократические (свобода совести, слова, партий, национальный суверенитет, гарантии социального равенства и справедливости); в) ценности общественного признания (трудолюбие, квалификация, социальное положение); г) ценности
Ядов В. Л. Социологическое исследование: методология, программа, методы : учеб. пособие. М.: Самар, ун-т, 1995. С. 47-53.
15
межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжелательность, порядочность, взаимопомощь, терпимость, верность, любовь); д) ценности личного развития (чувство собственного достоинства, стремление к образованию, свободному развитию своих способностей, беспрепятственный доступ к общечеловеческой культуре, свобода творчества, самореализация, ценности национального языка и культуры);
3. партикулярные ценности: а) ценности традиционные (любовь и привязанность к «малой Родине», своему коллективу, семье, традиционное уважение к лидерам, дисциплина как исполнительность и др.); б) ценности религиозные (вера в Бога, стремление к абсолютам, дисциплина как добропорядочность и служение Богу); в) ценности урбанистические (личный успех, предприимчивость, социальная мобильность, свобода выбора места жительства, стиля и образа жизни, поиск сферы приложения своих сил и способностей);
4. коллективистские ценности (взаимопомощь, солидарность, интернационализм, равенство стартовых возможностей, дисциплина как организованность).
В настоящее время специалисты различают ценности-объекты и ценности-нормы. Свойство ценностей-объектов приобретают для личности вещи, идеи, индивиды, которые обладают способностью удовлетворять потребности данной личности. Ценности-нормы - это вещи, идеи, индивиды, которые имеют существенное значение для функционирования социального целого, которые удовлетворяются и санкционируются обществом. Ценности-нормы выступают как идеальная основа ориентации, как идеальные критерии, на базе которых оценивается действительность и совершается выбор поступка, действия.- Нормы, как предписание для выполнения тех или иных действий, вытекают из оценочных суждений, возникающих на эмоциональном уровне, причем ценности-нормы могут быть иптериоризированы. Превратившись в ценности-объекты, они утрачивают идущую извне, от общества нормативную окраску, инспирируются внутренними мотивационными императивами.
16