Ви є тут

Состояние и динамика читательских интересов московской молодежи в 90-е годы

Автор: 
Позднякова Диана Анатольевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2000
Кількість сторінок: 
173
Артикул:
1000293199
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ............................... 3
РАЗДЕЛ 1 Читательские интересы как объект
социологического анализа ........ 14
РАЗДЕЛ 2 Московский книжный рынок: молодежный сегмент .................................... 57
РАЗДЕЛ 3 Читательские интересы московской
молодежи: тенденции развития .... 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................... 133
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ ............................... 139
ПРИЛОЖЕНИЕ
159
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Социальная значимость чтения, масштабы распространения печатных источников в нашей стране делают необходимым постоянное исследование всего комплекса проблем, связанных с этой подсистемой духовной культуры российского общества.
Радикальные изменения, происходящие в российском обществе, разрушили исследовательские и читательские стереотипы в этой сфере, дали принципиально новую разметку картины чтения. Значительно расширилась проблемная область, привлекающая внимание ученых и практиков: от фиксирования спроса на печатные издания отдельных групп населения до постановки центральных вопросов читательской культуры россиян.
Чтение является важной частью духовной жизни общества. Вместе с тем, сложившаяся ситуация в юношеском чтении, представляется динамичной и противоречивой. С одной стороны, современной молодежи стал доступен огромный пласт прекрасных книг, которых было лишено молодое поколение еще десять лет назад, а с другой - многие социальные институты, формирующие облик молодого читателя оказались ослабленными и дезорганизованными, важные каналы распространения культуры превратились в трансляторы манипуляторских и низкопробных образцов массовой культуры, рассчитанных на утверждение примитивных инстинктов, социального равнодушия молодого поколения. А именно молодежь,
16
нове полученных результатов Н.А.Корф составил “Каталог земской библиотеки", предназначенный для земских школ.
Изучением учащихся читателей длительный период времени занимался кружок преподавательниц Харьковской частной женской воскресной гимназии, руководимой X. Д.Алчевской. Огромное влияние на эту школу оказывал Н.А.Корф. С его помощью был разработан “экспериментальный метод” изучения читателей. “Экспериментальный метод” предусматривал разнообразные беседы с читателями и слушателями: беседа групповая и индивидуальная, ’’переспрос”, беседы по заранее подготовленному вопроснику, беседа в свободной форме на занятии; наблюдение, анализ домашних сочинений, ведение педагогических дневников учительниц.
Х.Д.Алчевская в своем трехтомном труде “Что читать народу?” реализовала идею просветительства и, собственно, искала рациональные пути руководства народным чтением. Ее работа выявляла степень зрелости читательских интересов разных слоев населения и, по существу, доказала, что читательские интересы массового читателя серьезно изменились, что читатель не нуждается в “особой” литературе, так как стал активно приобщаться к образцам художественной, научно-популярной, общественно-политической русской и зарубежной литературы. Указатель “Что читать народу?” вызвал к себе большой интерес не только со стороны “деловых кругов”, но и среди крупнейших деятелей отечественной культуры, литературы и искусства - Л.Н.Толстого, Ф. М. Достоевского, М.Е.Салтыкова-Щедрина и других.
В 1885 году руководствуясь опытом кружка X.Д.Алчевской, члены кружка О.В.Кайдановой - учительницы Тифлисской женской воскресной школы, продолжили изучение читательских интересов по экспериментальному методу, а так же внесли в него поправки и
17
дополнения. В Тифлисе был применен новый метод изучения читателей - читательская автобиография, который давал возможность узнать не только о читательских запросах и роли книги в жизни человека, но и об его труде, быте, общих интересах. С 1883 года до Октябрьской Революции в Петербурге существовали Смоленские вечерние классы - воскресная школа для рабочих. Все эти годы в ней, применяя методы кружка Алчевской, изучали интересы учащихся - читателей. В 90-х годах здесь работали Н.К.Крупская,
А.И.Чечурина, Л.М.Книпович, в 1900-х гг. - А.М.Колонтай, сестры Л.Р. и В.Р.Менжинские. Учительницы - марксистки отдавали предпочтение таким методам как индивидуальная беседа без вопросника и наблюдение.
Активную работу по изучению читателей в 80-90года вели Петербургский и Московский комитеты, и Харьковское общество грамотности. Данные, полученные Петербургским комитетом грамотности были подытожены и опубликованы, на них опирались отдельные исследователи читательских интересов, в том числе
Н.А.Рубакин.
Направления исследовательской работы в области чтения на тот период прослеживаются в развитии двух наиболее значительных подходов того периода, не утративших актуальности и по сей день. Это взгляды выдающегося русского библиографа и библиотековеда Н.А.Рубакина, опирающегося на достижения современной ему психологии. И, социологически ориентированный, подход известного русского и советского библиографа, книговеда, библиофила М.Н.Куфаева, основанный на достижениях физиологии и психологии.
Библиотекарь и библиограф Н.А.Рубакин придавал огромное значение изучению читателей. В 1889 году он опубликовал “Опыт